«Автопортрет» — начало творческого пути Ф.Костенко

Ф.Т. Костенко и П.И. Бабакова (жена ) - 1928-1930 годы

Ф.Т. Костенко и П.И. Бабакова (жена ) - 1928-1930 годы

Татьяна Долиновская, директор Дружковского историко-художественного музея

В коллекции Дружковского музея представлены работы разных периодов творчества Федора Тимофеевича Костенко, уроженца нашего города. Среди произведений выделяется одно небольшое полотно, написанное маслом-автопортрет художника. Первоначально работа принадлежала Алексею Яковлевичу Бондарю. Дружковчан Ф.Костенко и А.Бондаря связывало очень многое. Они были почти одного возраста: Федор старше Алексея на полтора года. Оба учились в Дружковской семилетке, занимались в кружке рисования в рабочем клубе им. Радченко, затем на подготовительном курсе Украинского Художественного института в г.Киеве, куда поступили в 1930. Они были не просто знакомы: дети Федора Тимофеевича утверждают, что «их отца с А. Бондарем связывала искренняя и теплая дружба. Они очень часто переписывались друг с другом, делились мыслями, советовались». Об этом свидетельствует и тот факт, что Костенко, когда у него в 1939 возникли проблемы на дипломном курсе, обратился за помощью именно к А.Бондарю.
В 1934 году, окончив учебу в Украинском художественном институте, Бондарь вернулся домой, в Дружковку. Вскоре он становится руководителем кружка рисования. «Профессиональные знания помогли перестроить учебно-творческую работу. Качественно изменились и занятия. Это позволило спустя год организовать первую выставку учебных работ, а в 1937 принять участие в областной выставке народного творчества. С тех пор и по форме, и по содержанию кружок именуется студией.
Как утверждает А.Я.Бондарь, картина была подарена ему самим автором вскоре после ее написания. Надо сказать, что Алексей Яковлевич относился к тем людям, которые настолько прикипали к своему делу, что его невозможно было представить без студии, и для него понятия «мои личные» и «студийные» произведения почти не разделялись.

Автопортрет Федора Костенко

Автопортрет Федора Костенко

Датировка картины

Если судить по надписи в левом нижнем углу на лицевой стороне произведения, автопортрет был написан художником в 1931. Сегодня надпись плохо читается. Сделанная карандашом, она выглядит инородным вкраплением на живописной поверхности. Из-за разности материала след от карандаша едва различим, хотя писавший нанес цифры с таким нажимом, что в красочном слое образовались глубокие бороздки, до холста. Все указывает на то, что надпись была выполнена позже и не самим живописцем. Вероятнее всего, ее сделал А.Я.Бондарь. На руку Алексея Яковлевича указывает и характер почерка. К тому же он имел устойчивую привычку сам подписывать произведения, которые поступали в собрание изостудии. Наверное, для того, чтобы потом не забыть нужную информацию и сохранить ее для других.

 

Автопортрет Альбрехта Дюрера

Автопортрет Альбрехта Дюрера

По версии того же А.Я.Бондаря, благодаря которому жизнь и творчество дружковских художников обрастали легендами, именно этот автопортрет и стал основанием для приема Ф.Т.Костенко в институт. Тогда на картине должна бы стоять дата «1930 г.», потому, что в 1931 автор работы уже являлся студентом первого курса вуза. Сегодня невозможно определить, где же истина, важнее другое - Ф.Костенко написал автопортрет в самом начале своего пути освоения профессионального мастерства.

Семья Ф.Костенко

От А.Я.Бондаря я узнала, что Ф.Костенко родился в простой рабочей семье. Первоначально его отец, Тимофей Матвеевич был сельским тружеником в селе Бантышево (сегодня - Артемовка) недалеко от Дружковки. Затем перебрался с семьей в город и поступил работать на Торецкий завод. В Дружковке семья Костенко жила по ул. Садовой.Дом был «одноэтажный из белого кирпича на 2 половины, с улицы - 4 окна. Сарай также из белого кирпича, кроме того, белым кирпичом был вымощен и двор. Если идти от центра, то дом располагался по четной стороне улицы, его ориентировочный номер - 12 (по воспоминаниям 7-летнего Александра). Дом помогали строить отцу, Тимофею Матвеевичу, старшие сыновья - Андрей и Федор (до Великой Отечественной войны).
У Тимофея Матвеевича и его жены, Ульяны Васильевны, было трое детей и все - сыновья. У отца была заветная мечта: дать всем детям образование.
Старший сын, Андрей Тимофеевич стал преподавателем в Артемовске. К сожалению, он погиб в железнодорожной катастрофе на Кавказе еще до Великой Отечественной войны.
Младший, Иван Тимофеевич, был инженером, но, проработав по специальности несколько лет, решил стать военным.
Средний сын, Федор Тимофеевич стал художником.

Приобщение Федора Костенко к изобразительному искусству

К искусству Федор приобщился очень рано. Его первым учителем основ изокультуры был М.Ф.Речман, преподаватель рисования в Дружковской семилетке. Мефодий Федорович имел специальное образование: в 1902 году он вместе К.Д.Трохименко, будущим народным художником СССР (Киев), учился в Киевской рисовальной школе. М.Ф.Речман был известной личностью в Дружковке. Все, кто в разное время учились в семилетке: А.Северденко, А.Я.Бондарь, Г.Л.Кванин, В.И.Сахненко, К.Е.Ракитянский и др. прошли его школу, многие оставили свой след в искусстве.
Благодаря бурной деятельности литературно-художественной и культурно-просветительской организации Пролеткульт в первой половине 20-х годов активную роль в духовной жизни в Дружковки играли два клуба: рабочего поселка Торецкий и им.Радченко. В обоих были кружки рисования. Работой кружка рисования в клубе рабочего поселка Торецкий руководил Александр Северденко, рабочий машиностроительного завода. Кружковцы «писали лозунги, оформляли плакатами, незамысловатой декорацией молодежные вечера, выступления «синеблузников», военные и спортивные игры… Но рисовали кто как умел». В кружке клуба им.Радченко преподавателем был художник А.Ф.Масюченко.
В клубе им.Радченко работал также и драматический кружок. Режиссер кружка Герасим Михайлович Ткаченко был знаком с Матвеем Костенко, дедом будущего художника: оба были пчеловодами, вместе держали пасеки и вообще были приятелями. Когда Г.М.Ткаченко увидел рисунки внука Матвея - Федора, который в детстве много и увлеченно рисовал, изображал на бумаге все, что видел вокруг себя, то сам лично, как утверждал А.Я.Бондарь, повел подростка в изокружок, к А.Ф.Масюченко.
В конце 20-х годов в Дружковку на этюды приехали Плисковская и Макаренко - студенты Украинского Художественного Института в Киеве. С радостью и волнением встретили их кружковцы. Буквально по пятам ходили за практикантами, засыпали вопросами, с благоговением следили за творческим процессом, за техникой работы. Студенты с охотой делились с кружковцами знаниями. За год пребывания в Дружковке прочитали ряд лекций по теории художественного творчества, провели практические занятия, на прощание подарили две свои работы, а, вернувшись в институт, рассказали дирекции о том, что у жителей маленького поселка в Донбассе есть огромная любовь к искусству.
В 1930 в Дружковке на базе кружка любителей рисования Киевский художественный институт создает курсы по подготовке способной рабочей молодежи для поступления в институт и созданный при нем художественный рабфак. Руководил им киевский скульптор А.Василевич.
Осенью 1930 прошли экзамены: из Дружковки поступило сразу 17 человек из 25 претендовавших (по версии Бондаря). Из них четверо: А.Я.Бондарь, К.Волошин, Ф.Т.Костенко, Е.Потапов были зачислены на первый курс факультета театрально-декорационного искусства, который в то время был сориентирован на культпросвет работу. Большое внимание здесь уделялось обучению студентов методике пропаганды изобразительного искусства социалистического реализма - в духе своего времени. Остальные 13 дружковчан были приняты на второй курс рабфака (А.Гиренко, Г.Полунин, М.Ростовская, И.Ладыгин, Иванов, И.Коноваленко и другие).
Ф.Т. Костенко написал автопортрет в то время, когда он только стал студентом художественного института. По мнению А.Я.Бондаря, Федор, собственно, и поступил туда благодаря именно этому произведению. Автор картины молод: на момент создания автопортрета ему - 20-21 год, у него много планов на будущее. Создавая свой портрет, Костенко, решивший стать художником, обратился к наследию Дюрера, творчество которого привлекало многих мастеров изобразительного искусства.

Автопортрет в стиле А.Дюрера

За основу своего автопортрета Федор взял концепцию дюреровского «Автопортрета с пейзажем», (1498, Прадо, Мадрид). Об этом свидетельствуют ряд формальных особенностей обоих произведений. Прежде всего, почти совпадают размеры этих картин. Автопортрет Альбрехта Дюрера написан маслом на дереве; автопортрет Федора Костенко – маслом на холсте, наклеенном на фанеру: вероятно, Ф.Костенко стремился к твердой основе. Идентично общее композиционное решение картин: фигура дана крупно на первом плане. Изображенные показаны в одном и том же ракурсе, с самой выигрышной точки зрения – вполоборота. У них одинаковая поза: оба позируют, сидя прямо перед зрителем, давая ему возможность лучше рассмотреть себя. Подобным образом решен и первый план обоих портретов: и тут, и там имеется наличие оградительного парапета внизу картины, между фигурой изображенного и ближним к зрителю планом, а также размещение правой руки портретируемого за парапетом, как бы в пространстве зрителя. Головы изображенных слегка повернуты в сторону зрителя. Похожи даже форма носа и разрез глаз, взгляд направлен на зрителя и дан чуть сверху. Идентично освещение.
Не случайно именно этот автопортрет Дюрера привлек внимание Костенко. Во-первых, лучшие образцы портретов, созданных немецким мастером, передают внешние черты модели с исчерпывающей точностью (надо сказать, что это было большим завоеванием для того времени). «Своеобразный натурализм работ Дюрера был предметом гордости художника рубежной между готикой и Ренессансом эпохи за свое умение «абсолютно точно фиксировать мир таким, какой он есть». Это опыт классического искусства был важен для начинающего художника Костенко. В ходе общения автора статьи с родственниками художника его дети предоставили фотографию Ф.Т.Костенко того времени, когда был написан автопортрет. Можно с уверенностью утверждать: Федор изобразил себя очень точно.
В отличие от Дюрера, Федор Костенко не может похвалиться своей безукоризненной внешностью: его фигура и лицо провинциального паренька далеки от классических канонов. Однако держится он с достоинством. В свое время, Дюрер путем длительного изучения окружающего мира пришел к выводу, «что в природе нет вещей недостойных изображения… Поэтому он первым сформулировал столь важное для искусства положение об эстетическом идеале, не совпадающее с идеалом в жизни. Вот это сознание ценности для искусства не только прекрасной модели, но и модели некрасивой… ставит его в авангард современного ему искусства». Несомненно, Костенко были близки эти убеждения.
С первого взгляда на автопортрет Костенко видно, что изображенный небольшого роста, худощав, а его фигура не отличается атлетическим сложением, но руки у него крепкие, мускулистые – бицепсы старательно очерчены четкой контурной линией. Кисти рук, относительно пропорций фигуры, кажутся несколько крупными. Сразу видно, что в роду этого человека не одно поколение зарабатывало себе на жизнь физическим трудом. Золотистый загар, покрывающий его лицо, шею и руки, говорит о том, что он много времени проводит на воздухе. Поэтому вполне понятно, что такой критерий, как физическая сила, занимает не последнее место в представлении художника о мужской красоте, и он этого не скрывает: гордится своею принадлежностью к рабочему классу,что вполне в духе времени.
У молодого Костенко нет явного желания идеализировать себя, сгладить крупные, неправильные черты своего лица. Изображенный словно говорит нам: я такой, какой я есть. Тем не менее, образ юноши сразу вызывает симпатию у зрителя, располагает к себе.
Одет изображенный скромно, по молодежной провинциальной моде своего времени. На нем темные брюки и коричневая майка, ворот и проймы которой растянуты от времени и стирки. А вот добротная, светлая, в крупную коричневую клетку кепка на его голове, которая не согласуется с остальным костюмом, сегодня, с позиции человека начала ХХІ века, выглядит несколько странно: не по сезону, не к майке и обнаженным рукам. Но в контексте своего времени, а речь идет о начале 1930-х, когда основная масса людей жила скромно, этот атрибут картины был знаковой частью культуры советского гражданина. Он - характерная примета своего времени, символ целой эпохи. Существовал даже особый негласный ритуал ношения кепки. В зависимости от того, какая кепка по конфигурации, как одета в данный момент, она должна была «семафорить» окружающим не только о характере своего хозяина, его пристрастиях, но даже и о его сиюминутном настроении. Ее присутствие в автопортрете Костенко говорит не о желании юноши пофрантить в обновке, а свидетельствует об осознании ее владельцем торжественности момента предстояния перед будущим.
(В сокращении)


Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (1 голосов, средняя оценка: 5,00 из 5) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...