Дружковские газовые плиты завоевывают Европу
Евгений ФИАЛКО
В августе этого года на ПАО «Грета» произойдет незаурядное событие: впервые в истории количество газовых плит, поставляемых в Европу, превысит экспорт в Россию. Это, по большому счету, настоящая революция, и произошла она за два с половиной года.Генеральный директор ПАО «Грета» Виктор Анненков вспоминает:
— Когда в конце 2013 года я озвучивал проекты по расширению рынков сбыта нашей продукции в Европу, многие, даже специалисты, сомневались, что это возможно: на словах экспорт в Россию заменить легко, а на деле…
Однако уже в феврале 2014 года первая партия дружковских плит ушла в Польшу. Между «Гретой» и польской компанией МРМ, образованной в 1989 году, был подписан договор о сотрудничестве, по которому поляки брали на себя реализацию наших плит в Европе и их сервисное обслуживание.
Интересно, что это произошло только после того, как они побывали в Дружковке и лично убедились в том, о чем им рассказывали их компаньоны. К сожалению, предубеждение против работы с украинскими предприятиями по-прежнему очень сильно среди европейских бизнесменов, и это является одной из преград при выходе на европейский рынок.
В то время «Грета» отправляла восточному соседу до 70 процентов готовой продукции. Сейчас пропорции складываются примерно так: 20 процентов идет в Европу, 25 — в Россию. В августе европейский покупатель получит уже 27 процентов дружковских плит, а российский — 20-25. Следует напомнить, что «Грета» — единственный завод в Украине по выпуску данной продукции. Еще несколько лет назад такие предприятия были в Днепре, Львове и Донецке.
Чтобы плиты отличались не только функциональностью, но красотой и долговечностью, здесь были установлены швейцарские и итальянские автоматические линии, считающиеся лучшими в мире. На самом заводе ведутся постоянные разработки и внедрение высокоавтоматизированного специального оборудования собственного производства.
«Почти каждый месяц мы внедряем что-то новое», — говорит генеральный директор.
В марте 2011 года «Грета» получила сертификат соответствия продукции требованиям евростандартов. Сертифицировано не только все производство, но обязательна сертификация комплектующих, получаемых из-за рубежа и от украинских производителей.
Кстати, здесь пропорции обратные: если в 2014 году на «Грету» приходило 360 импортных комплектующих, то сейчас — 88. Остальные заменены украинскими аналогами. Анненков очень высоко отзывается о качестве отечественной продукции, а цены ее на порядок ниже. К сожалению, предложения дружковским промышленникам заняться изготовлением комплектующих для газовых плит пока остались без ответа.
Все технологии на «Грете» контролируются многоступенчатой и жесткой системой качества, которая делится на четыре вида: входной, операционный, приемочный, инспекционный.
— Мы всегда сможем определить, на каком этапе и кем был допущен брак. Виновник финансово наказывается, — говорит Виктор Захарович и добавляет: — Недавно мы встречались с руководством одного сервисного центра, и нам сказали, что наши плиты попадают в ремонт значительно реже, чем импортные.
В настоящее время дружковские плиты продаются в Польше, Румынии, Венгрии, Чехии, странах Прибалтики, на Кипре. Если первые фуры в феврале 2014 года повезли только три наименования продукции «Греты», то сейчас — свыше пятидесяти. Завод старается учесть все веяния моды: цветные модели, встроенная техника, новые конфорки с турбо-эффектом и т.д. Естественно, продукция «Греты» участвует в крупнейших выставках бытовой техники.
Месяц назад успешно закончилась поездка руководства предприятия в Германию. Начата подготовка договора о поставке плит в эту крупнейшую европейскую страну — скорее всего, к концу года «первые ласточки» появятся и там. А затем очередная цель — Франция.
Наши плиты уверенно занимают бюджетную ценовую нишу на рынке «белой» бытовой техники. При этом рентабельность, по словам Виктора Анненкова, составляет от 5 до 20 процентов. Факт появления на европейском рынке позволяет предприятию с интересом присматриваться и к другим континентам. Сейчас, например, начата работа по возможной реализации продукции «Греты» в Африке.
Конечно, каждый новый шаг дается непросто: в разных странах разные стандарты, разный газ. Приходится согласовывать массу документов, а иногда перестраивать производство под небольшие пробные партии продукции. Но «Грету» эти трудности не останавливают, потому что весь путь этого предприятия — от первой плиты в далеком 1959 году до нынешнего выхода на самый престижный в мире рынок — это постоянная напряженная работа по внедрению новых, а иногда и уникальных технологий.
Можно сказать, что вся предыдущая история этого предприятия стала подготовкой к стремительному «прорыву Европу». Действительно, от замысла до «прорубывания окна в Европу» в 2014 году прошло два-три месяца.
Этот пример говорит о том, что наши лучшие предприятия вполне могут выходить на европейский рынок не только со своим сырьем (что, к сожалению, встречается чаще), но и с готовой продукцией даже в таком насыщенном и высокотехнологичном сегменте рынка, как современная бытовая техника.
Недавний визит бельгийского посла Жана Де Ланнуа в Дружковку (см. предыдущий номер НД) еще раз подтверждает этот вывод. Господин посол был приятно поражен увиденным на «Грете» и назвал это предприятие работающим по европейским стандартам.
Как говорится, не только боги горшки обжигают…