Электровоз без колес

Николай СИМОНЕНКО

Занимая места в этом сверкающем поезде, пассажиры предвкушают нечто совершенно необычное. Когда же он плавно трогается и быстро разгоняется до 430 километров в час, оставляя позади ультрасовременный вокзал в центре Шанхая (Китай), все приходят в полный восторг. Этот поезд — самый быстрый в мире из тех, что пущены в эксплуатацию. Свой 30­километровый путь до Международного аэропорта Пудун он преодолевает всего за восемь минут. Самое же необычное в нем то, что он — без колес!

Линия между Шанхаем и Пудуном — единственная в мире действующая железная дорога для поезда на магнитной подушке. В отличие от обычных поездов, этот «парит» в воздухе, целиком и полностью держась за счет магнитного поля. Электронно управляемые электромагниты прикреплены к каждому вагону. Они взаимодействуют с магнитами на нижней стороне специального рельса, в результате чего поезд зависает над рельсом на высоте примерно в один сантиметр. Другие магниты обеспечивают боковое выравнивание. Вдоль пути уложена обмотка, которая создает магнитное поле, приводящее поезд в движение. С целью экономии электричества ток подается только на тот участок пути, по которому в данный момент движется поезд. Машиниста в этом поезде нет — особая технология отслеживает точное местонахождение поезда и посылает данные в центр управления, и уже отсюда им управляют с помощью компьютеров.

Поезд на магнитной подушке имеет ряд преимуществ. Например, у него нет двигателя и колес, поэтому он не производит шума и вредных выбросов. Рельсы и другое оборудование требуют меньше обслуживания. Энергия у такого поезда расходуется в три раза эффективнее, чем у автомобиля, и в пять раз — чем у самолета. Поразительно, но на движение поезда тратится меньше энергии, чем на кондиционирование его салонов. К тому же поезд способен преодолевать более крутые повороты, чем колесные поезда. Поэтому не нужно сильно менять ландшафт.

Несмотря на то, что поезд движется с огромной скоростью, его стальные «юбки» надежно охватывают рельс, поэтому крушение маловероятно. В ремнях безопасности нет нужды, и пассажиры могут свободно передвигаться по салону, даже когда поезд разгонится. В случае потери электропитания включаются специальные тормоза, работающие от установленных в поезде батарей. Создается магнитное поле с обратным вектором, и скорость снижается до 10 километров в час. Затем поезд медленно садится на рельс и останавливается. Магнитное поле его слабее, чем в обычных поездах, и оно не опасно даже для пассажиров с электронным стимулятором сердца. За скоростью движения поезда пассажиры могут наблюдать по электронным спидометрам, установленным в каждом вагоне. Глядя на мелькающие за окном ландшафты, пассажиры часто называют этот поезд «бескрылым самолетом».

Но если у него столько преимуществ, тогда почему таких поездов не становится больше? Одна из причин — большие первоначальные расходы, в два раза дороже, чем строительство обычной высокоскоростной линии. Ее также нельзя соединить с уже существующей сетью железных дорог.

Разработки и испытания магнитной дороги проводятся в Германии, Японии и других странах. В декабре 2003 года в Японии экспериментальный поезд на магнитной подушке установил мировой рекорд, разогнавшись до 581 километра в час. Но пока что действующим поездом на магнитной подушке может похвастаться только Шанхай.



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет