«Если есть прошлое, будет и будущее»
Как прошла краеведческая конференция в Дружковке
Евгений ФИАЛКО
Я вспоминаю, как в холодное мартовское утро прошлого года спешил на работу и вдруг увидел у военкомата «дружковских донских казачков». Что они делали тут в столь ранний час? Я подошел и понял, что эти люди хотят сорвать мобилизацию, объявленную накануне Верховной Радой. Казаки наклеили на дверях военкомата грозное объявление и стали возле входа, чтобы не допустить желающих записаться в ряды украинской армии.
Видимо, нас по-разному учили патриотизму, потому что я не выдержал и возмутился:
— Как вы можете?! На нас напали — надо защищать свою землю, а вы ее предаете!
Их ответ шокировал:
— Здесь никогда Украины не было!
Тогда я предложил пройти несколько десятков метров к памятнику основателю нашего города запорожскому казаку Дружко. Но апеллировать было бесполезно — они уже за нас решили: «Это русская земля!»
Ладно, «казачки» (кстати, донских казаков в Дружковке никогда не было — они появились здесь только в начале ХХ века, чтобы разогнать нагайками бастующих рабочих и стрелять по ним боевыми патронами) — но когда такое утверждается на страницах «Дружковского рабочего» — «газеты думающих людей», официальном органе городского совета, правда, выходившего под знаком ДНР — то невольно понимаешь, какие планы скрывались за историческими фальсификациями. Рассказывая о встрече общественности с представителями Донецкой народной республики в ЦДЮТ, автор статьи писал: «Многие впервые узнали, что донбасская земля традиционно входила в состав России во все века и лишь в последние десятилетия влилась в состав Украины решением советского правительства» (ДР от 12.06.2014 г.).
Чтобы прекратить спекуляции на эту тему и — главное — донести правду до преподавателей истории, библиотекарей, да и всех желающих, городская первичная организация Национального союза краеведов провела конференцию «Заселення північної частини Донбасу в 17-19 ст.». Она прошла 6 февраля в городском методическом кабинете Дружковского отдела образования.
В связи со сложной ситуацией, не все приглашенные смогли приехать, однако они прислали свои доклады, которые были зачитаны руководителем дружковской городской организации краеведов Владимиром Качуром.
На конференции выступил старший научный сотрудник Артемовского краеведческого музея Игорь Корнацкий. Он рассказал о том, что интенсивное заселение украинцами территории нынешней Донецкой области началось еще во времена национально-освободительной войны («хмельниччины») в середине ХVII ст. Данные переписи1701 года в Бахмуте (Артемовске) говорят о том, что в этой крепости проживало из лиц мужского пола 36 россиян 112 украинцев и 2 донских казака. В 1730 году в Бахмутском уезде насчитывалось 5 тысяч мужчин. По переписи 1763 года в состав его населения входило уже 75 процентов украинцев и, кстати, 13 процентов молдаван.
Ответил Игорь Аркадьевич и на вопрос, когда возникла Новороссия. Так называлась губерния, образованная на южных землях, населенных преимущественно украинцами, в 70-х годах ХVIII века. Просуществовала она несколько лет, но затем еще дважды царизм возвращался к этому названию, видя удачную возможность стирания национальных корней. Однако народа «новороссов» так и не появилось, пока новоявленные российские империалисты не вытащили эту идею из сундука и не одурманили ею часть населения.
Безусловно, люди, проживающие здесь, имеют некоторые отличия от украинцев запада, центра или севера, но это один народ, одна семья, и, как в любой семье, мы, уж точно, в состоянии решать свои проблемы сами.
Затем Владимир Качур познакомил участников конференции с тезисами докладов, которые прислали краеведы из Красноармейска (Петр Гайворонский) и Славянска (Татьяна Лысак), подтверждавшие все вышесказанное. Например, по результатам переписи в Торе (Славянске) в конце ХVII века проживало 50 россиян и 150 украинцев. Качур процитировал советского академика Кабузана, который писал, что 72 процента населения Новороссии составляли украинцы.
Владимир Васильевич подробно остановился на заселении Дружковки. Используя географические карты того времени и данные переписи 1781 года, он показал, что и у нас ситуация ничем не отличалась от той, что была на других землях нынешней Донецкой области: первопоселенцами здесь стали украинцы. К тому же, свободные украинцы, так как ни в Слободской Украине, ни, тем более, в Запорожской Сечи крепостного права не было. Но уже в 1797 году кабала пришла и в наши края. Кстати, крупные крепостники-землевладельцы нахлынули к нам из России: Аршеневский, Смолянинов, Хлопов, Анненков...
Современная экспансия происходит в более изощренной форме, под маркой так называемого «Русского мира». Аспирант кафедры философии Донецкого национального университета Дмитрий Билько в своем докладе подробно раскрыл анатомию этого «транснационального проекта». «Вместо суверенного права быть независимыми нам подсовывается придуманный в Москве «исторический монтаж», — сказал он.
А о том, что дает возвращение к своим историческим корням, очень убедительно рассказал и показал на многочисленных слайдах один из инициаторов создания этнографического музея в селе Александро-Калиново Константиновского района Андрей Тараман. «Если есть прошлое, будет и будущее», — произнес он фразу, которую можно считать лейтмотивом всей конференции.
В последние годы, по его словам, в это село приезжало каждый день по сто туристов, а на праздниках доходило до тысячи. Причем, ехали, в основном, из Донецка и других шахтерских городов и с удовольствием участвовали в украинских национальных обрядах и общались на «мове». В Александро-Калиново пришло возрождение, к сожалению. прерванное войной.
Учителя истории, украинского языка и литературы, библиотекари, безусловно, получили много полезной информации, о чем и рассказали нашей газете. Единственное, что нужно, по их мнению, сделать — собрать материалы конференции в одну презентацию, чтобы использовать на уроках. Руководитель методкабинета ГорОО Александра Легчилина заверила нас, что это вполне реально.