Гонки на маршрутках

Евгений ФИАЛКО

Десятого февраля стоимость проезда в городских маршрутках поднялась на одну гривню. Если пассажиры отнеслись к этому обреченно-спокойно (что сейчас не дорожает?!), то среди автоперевозчиков разгорелся застарелый конфликт.

Как пояснили в управлении жилищно-коммунального хозяйства Дружковки, при повышении тарифа за проезд брались расчеты базового (самого крупного) предприятия, занимающегося автоперевозками — ЧП Писаренко Д.В. (10-й маршрут и «Абсолют — Тройчатое»). Всего же в нашем городе этим видом бизнеса занимаются 7 автоперевозчиков и два предприятия.
Дмитрий Писаренко пояснил, что он подавал предложения поднять стоимость проезда с 3 до 5 гривень, однако исполком согласился только на 4 грн. «У меня убыток за прошлый год составляет 126 тыс. грн., — говорит Дмитрий Викторович, — мы не получили ни копейки компенсации за проезд льготников в 2016 году и в четвертом квартале 2015-го».
Другой перевозчик Владимир Нурдинов (маршруты 5, 5-А, 12 и 20) считает, что плату за проезд повышать надо, но не сейчас, а через месяц-полтора. «У людей должен быть выбор, — говорит Владимир Анатольевич, — не хочешь ехать — иди пешком. Но как пойдешь, если все дороги и тротуары покрыты льдом? Обратите внимание, повышение тарифа в прошлом году принималось 15 марта, а сейчас — 10 февраля: как будто специально людей загоняют в маршрутки на высокий тариф».
Нурдинов продолжал возить людей за 3 грн и оказался единственным «возмутителем спокойствия», так как другие автоперевозчики синхронно подняли плату за проезд. И сразу же поплатился за это. В тот же день, 10 февраля, он обнаружил на маршруте «ЦГБ — Абсолют» «левую» маршрутку, которая под вывеской «Тройчатое — Абсолют» делала рейсы от ЦГБ до «Абсолюта», «выкашивая» (термин перевозчиков) пассажиров 5-го маршрута. Нурдинову не составило труда убедиться, что рейдерством занимается автобус Писаренко, снятый с 10-маршрута. Как пояснили водители, им дали указание делать так до тех пор, пока Нурдинов не поднимет проезд до 4 гривень.
В тот же день он сообщил об этом в городское управление ЖКХ, ответственное за все, что происходит с автоперевозками в Дружковке, директору КП «Дружковка-Автоэлектротранс» Александру Нефедову и в областной департамент. В понедельник ситуация повторилась — налицо был если не сговор коммерческих и исполкомовских структур, то подозрительная их пассивность. Тогда Владимир Анатольевич позвонил на «Горячую линию» Кабинета Министров Украины, где записали тревожную информацию и пообещали дать ответ в положенный срок.
Однако и во вторник ничего не изменилось. Нурдинов решил подключить к расследованию нашу редакцию и члена конкурсной комиссии автоперевозчиков Аллу Бабич. Мы стали на остановке «ЦГБ» и буквально минут через пять увидели, как подъехал пустой автобус с табличкой «Тройчатое — Абсолют». Мы вошли вместе с пассажирами и, представившись, спросили, по какому маршруту следует машина. Водитель ответил, что его сняли с десятого маршрута, так как автобус на Тройчатое поломался.
Однако никаких признаков изменения не было: ни расписания, ни графика движения, ни, в конце концов, отметки в путевом листе — зато, как раз, по 10-му маршруту все было в порядке. Водитель пояснил, что он спешил и не мог тратить на переделку документации время.
Получалось, на линии работал автобус без необходимых разрешительных документов и никому в городе до этого не было дела. Интересно, что такая ситуация длилась уже третий день подряд.
Тогда мы обратились к директору КП «Дружковка-Автоэлектротранс» Нефедову. Александр Дмитриевич спешил на важное совещание и переадресовал нас к своему заместителю Виктору Капустину. Уходя, он высказался в том роде, что автоперевозками в городе должны заниматься не частники, а коммунальное предприятие — тогда будет порядок.

Виктор Капустин, не отвечавший целый день на звонки Нурдинова, оказался тут же, в бухгалтерии трампарка. Он ничего не стал говорить по сути происходящего, а заявил, что у них не подписан договор с Владимиром Нурдиновым, поэтому он не занимался данным конфликтом и посоветовал обратиться к ответственному работнику УЖКХ Максиму Оленичу.
Оказалось, что договор на этот год не подписан из-за некоторых возражений со стороны Нурдинова, однако плату за обслуживание предприниматель должен все равно платить… Виктор Николаевич посетовал на тяжелое финансовое положение предприятия и другие проблемы, однако то, что на городских улицах два автоперевозчика устроили настоящее сафари на пассажиров, подвергая опасности их жизнь и здоровье, его почему-то не заинтересовало…
Отвечая на наш вопрос, следит ли кто-то вообще за маршрутками на линии, он отправил нас к диспетчеру.
Диспетчера мы нашли возле диспетчерского пункта у кургана Славы. Она очень неохотно отвечала на наши вопросы, но, в конце концов, подтвердила, что рейсовый автобус «Тройчатое — Абсолют» работает целый день и ни на какой ремонт не отлучался. Все стало на свои места — действительно, на глазах у всего города три дня подряд совершаются разборки между предпринимателями, в которые волей-неволей втянуты пассажиры — пока как участники, а если, не дай Бог, как жертвы?
Ситуация просто вопиющая, но чем-то она напомнила мне то, что происходило в обслуживании жилья, когда этим занималось ПЖРП. Это наталкивало на определенные выводы, кто в нашем городе хозяин…
Чтобы разобраться до конца, мы отправились на заседание комиссии по транспорту, которую несколько раз переносили, но, в конце концов, провели в четверг, 16 февраля.
Вместе с нами прибыли депутаты городского совета Виктор Баштовой и Александра Пахомова, а также глава Общественного совета при облгосадминистрации Ирина Кирикова.
Начальник УЖКХ Виктор Гейченко тоже спешил на какое-то важное заседание, поэтому, выслушав Нурдинова, предложил ему обратиться с письменным заявлением и получить официальный ответ. Мы попросили присутствовавшего на комиссии Дмитрия Писаренко прокомментировать данную ситуацию. Он поначалу отрицал, что специально выпустил на маршрут дополнительный автобус, чтоб «выкашивать» пассажиров Нурдинова. Но фактов было так много, что, с оговорками, он вынужден был согласиться. Однако задал другой вопрос: «На каком основании автоперевозчик Нурдинов делает утренние рейсы до машзавода, меняя маршрут, и подвозит машзаводчан к центральным проходным?» Об этом якобы он сообщал и в транспортную комиссию УЖКХ, и в депутатскую комиссию, но никаких мер не было принято.
Стало понятно, что между этими автоперевозчиками существует давний конфликт. Незапланированное изменение маршрута до заводских проходных Нурдинов совершает уже более десяти лет. «Но если раньше, — говорит Писаренко, — я закрывал на это глаза, потому что на двух заводах работало несколько тысяч человек, то сейчас, осталось, наверное, несколько сотен».
Нурдинов в ответ показал письмо к нему работников машзавода с просьбой сохранить этот подвоз. С аналогичным зявлением якобы собираются к нему прийти и работники «Греты».
На наш вопрос, почему он официально не обратится в конкурсную комиссию, чтобы ему узаконили эти отклонения от маршрутов, Владимир Анатольевич выразил опасение, что будет найдено много причин официально отказать ему в этом…
Одним словом, вместо здоровой конкуренции, которая была в этом виде бизнеса в Дружковке в конце девяностых — начале двухтысячных годов и которая позволяла несколько лет не поднимать цену за проезд, развивать маршруты и улучшать качество обслуживания, развернулась настоящая война, в которой безопасность пассажиров даже не берется во внимание.
В результате количество маршруток на городских дорогах сократилось почти вдвое.
Очень напряженная ситуация и с самими перевозчиками, наказывать которых, по словам Максима Оленича, довольно проблематично, так как их просто физически не хватает для Дружковки, а новых найти весьма сложно. В этом смысле, в кулуарах все чаще звучит слово «транспортный коллапс». Почему он возник, давно пора разобраться.
Что касается финансовой составляющей, то, действительно, компенсации за проезд льготников автоперевозчики не получают вот уже полтора года. При этом на депутатских сессиях этот вопрос ни разу не рассматривался. Виктор Баштовой по данному поводу резонно заметил: «На «Дружковский рабочий» деньги всегда находят, а на проезд льготных категорий нет!» В результате никто не отрицает, что сейчас практически все они оплачивают проезд (пусть даже в полцены) — получается, недоработки городской власти люди покрывают из собственных карманов, как впрочем, и в образовании, и в здравоохранении с их «благотворительными» фондами.
Писаренко считает, что люди таким образом «вошли в положение автоперевозчиков»
Назвав свои огромные убытки (126 тыс. грн) за прошлый год, он, тем не менее, закрываться не собирается и объясняет это чуть ли не благотворительностью: «Возить же людей кому-то надо». В то же время он категорически против введения электронных билетов в городском транспорте, закон о которых был недавно принят Верховной Радой и подписан Президентом: «Сейчас хоть какие-то копейки я получаю от льготников, а тогда государство мне ничего не возместит».
Владимир Нурдинов, наоборот, считает введение электронных билетов единственным выходом в данной ситуации: «Я буду точно сказать, сколько заработал мой водитель, сколько перевезено льготников и какая положена компенсация, сколько налогов я должен уплатить — все будет честно и прозрачно, не так, как сейчас».
Напомним, на последней пресс-конференции 8 февраля (НД от 15.02) заместитель городского головы Руслан Верещагин весьма и весьма расплывчато говорил о перспективах введения в Дружковке электронных билетов.
Если вернуться к конфликтной ситуации между двумя автоперевозчиками, возникшей после поднятия платы за проезд, мы поинтересовались мнением самих пассажиров. Вот что сказала предприниматель Татьяна: «Я считаю, что никто из них не беспокоится о людях и не занимается благотворительностью, но Нурдинов сделал очень правильный маркентинговый ход. Я в последние дни несколько раз попадала на его автобус — людей битком. Ведь, действительно, если человек едет несколько раз в день, да не один, а с семьей, он сэкономит на его маршрутке до сотни гривень, а это в наше время далеко не лишние деньги. Так и должно быть в бизнесе: конкурируй, снижай цену, чтобы привлечь новых клиентов».
Добавим, в настоящем бизнесе с реальной рыночной экономикой, а не как у нас: на «договорняках» и «решаловах», когда одни из год в год нищают, а другие богатеют.


Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (1 голосов, средняя оценка: 5,00 из 5) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет