Городские перевозки в цифрах
Или как приобрести LEXUS в «крайне тяжелом финансовом положении»
Денис МИРОНОВ, глава организации «Инициативное движение «Громадський патруль»
Десятого февраля года вступило в действие решение Исполнительного комитета городского совета о повышении тарифа на городских автобусных маршрутах до четырех гривень. Что же стоит за этим повышением — убыточность перевозок или реализация своей монополизация рынка с целью прибыли? Давайте попробуем разобраться вместе.
В статье «Гонки на маршрутках» Евгения Фиалко (НД от 22 февраля 2017 года) уже были подняты достаточно неоднозначные вопросы городского транспорта: нечестная конкуренция, лоббирование интересов, электронные билеты и т.д. Волей-неволей задаешься вопросом – а каковы же финансовые ресурсы городских пассажироперевозок? Реальны ли заявления Директора ООО «Авто-Бум ЛТД» (маршрут №10 и «Тройчатое — «Абсолют») Дмитрия Писаренко о «крайне тяжелом финансовом положении» компании? Неужели все так плохо? Давайте немного углубимся в цифры.
Расчет тарифа на городском маршруте №10
Принятие решения о тарификации проезда — процесс, описанный в соответствующей методике, утвержденной Минтранссвязью. Расчеты базируются на отраслевых нормативах расходов и фактических годовых показателях себестоимости предоставления услуги, данные о которых в исполнительный комитет города сообщает сам перевозчик. Именно эту документацию мы и запросили у Исполнительного комитета.
Оказалось, что ООО «Авто-Бум ЛТД» указало плановую себестоимость по нормативным показателям в размере 3 825 297 грн и желаемый показатель рентабельности в размере 10 %, т.е. с прибылью 382 тысячи гривень. Из этих расчетов получалось, что тариф должен составлять 4 грн 90 копеек. Отдельной колонкой предприятие описывает свои расходы с максимальной экономией, что называется, по полному минимуму, где указывает предельно низкие расходы на горюче-смазочные материалы, автомобильные шины, аккумуляторные батареи. И даже снижает объем годовой прибыли до 100 тысяч гривень. Практически — благотворительность. 4 гривни за поездку — это единственная возможность хоть как-то удержаться на плаву... Ну, как тут не согласиться?
Теперь разберемся с доходами. Расчеты исходят из того, что плановый годовой пассажиропоток составит чуть меньше 860 тысяч человек (эта цифра включает и пассажиров льготной категории — порядка 515 тысяч — но почему-то в дальнейшей логике тарифообразования они учтены по той же стоимости). Согласно статистике, это означает, что, в среднем, каждый горожанин ездит по этому маршруту не чаще, чем один раз в месяц.
При этом на линии работает 10 автомобилей, производящих ежедневно 18 рейсов каждый (по нашим данным — 20 - ред.) Но не просто рейсов, а ОБОРОТНЫХ рейсов. То есть каждый водитель планово совершает восемнадцать круговых рейсов в течение дня. А так как плата взимается за поездку в одном направлении, то каждый график движения производит сбор 36 раз в день. Давайте прибегнем к нехитрым расчетам и узнаем, сколько же едет пассажиров в одном направлении в среднем. Для этого разделим годовой пассажиропоток на количество дней в году, число рейсов в одном направлении в день и количество маршрутов на линии:
858 819 : 365 : 36 :10 = 6,53
То есть в одном направлении, в среднем, в одном маршрутном такси едет не БОЛЕЕ ШЕСТИ человек.
Давно ли вы перемещались на наших «десятках» в таких комфортных условиях? Если вы вдруг заметили, что, стоя, едут 10 или 15 пассажиров (что является правилом, а не исключением), то не верьте глазам своим. Минимальное отмеченное нами количество людей в маршрутке за одну ходку —14 пассажиров.Давайте подставим это значение в наши формулы и рассчитаем сумму годового валового дохода перевозчика. Для этого перемножим количество пассажиров в одном направлении, которое мы приняли, на 4 гривни, 36 рейсов, 10 графиков, 365 дней в году. Откорректируем показатель и учтем так называемый коэффициент выезда на линию в размере 95%, который принимает во внимание и перевозчик.
ПО НАШИМ РАСЧЕТАМ, ВАЛОВЫЙ ДОХОД СОСТАВИТ СЕМЬ МИЛЛИОНОВ ГРИВЕНЬ В ГОД. Отнимем указанную нормативную себестоимость, при которой перевозчик не изнуряет себя экономией ресурсов, и получим БОЛЕЕ ТРЕХ МИЛЛИОНОВ ГРИВЕНЬ ПРИБЫЛИ, или 250 000 гривень ЕЖЕМЕСЯЧНО!
В реальности же, в среднем, за рейс в одном направлении обслуживается порядка 18-20 человек. Примем во внимание несколько льготников, которые, по негласной договоренности платят 50% . Цифра немного изменится, но не катастрофически.
Занижение фактического объема перевозок пассажиров со стороны перевозчиков — не редкое явление при рассмотрении стоимости проезда во многих городах Украины. Особого внимания заслуживает положительный опыт Роменского и Конотопского горисполкомов, которые, по рекомендациям территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, в 2016 году организовали проведение независимых обследований пассажиропотоков. Оно показало несоответствие данных об объемах перевозки пассажиров на городских маршрутах, заложенных перевозчиками в расчеты, реальной картине: на большинстве маршрутов показатель объемов перевозки оказался в 2-3 раза выше. Результатом стало снижение тарифа и расторжение договоров с крупнейшими перевозчиками. Повторится ли эта ситуация в нашем городе, чтобы власть действительно защитила интересы своих горожан? Вопрос риторический, и тому, видимо, есть причины.
Реалии рынка пассажироперевозок
Расчетные цифры теневой рентабельности перевозок, безусловно, должны благотворно отражаться на финансовом состоянии владельца этого бизнеса. Даже несмотря на реалии постсоветского экономического пространства, когда предприниматели не могут не принимать во внимание «финансовые потребности» властьимущих, а иногда и просто быть их наемными управленцами. Так на первый же конкурс на определение перевозчика на самом выгодном маршруте №10, который состоялся в начале 2013 года, почему-то был заявлен только один участник — ООО «Авто-Бум ЛТД». Неужели автоперевозчики не понимают высокой рентабельности этого направления? Они понимают другое — рынок, где вложенные средства окупаются дважды, а то и трижды в год, поделен между приближенными либо фактически принадлежит высокопоставленному чиновнику. И в такой ситуации не может приветствоваться здоровая конкуренция и честные правила игры. Всем же отдельным предпринимателям могут достаться «крохи со стола» - второстепенные маршруты. Но если вдруг происходит что-то из ряда вон выходящее, – то «свои» перевозчики могут получать и карт-бланш, в том числе, на незаконные действия, в чем мы убедились после отказа одного из предпринимателей (Нурдинова) повышать тариф на своих маршрутах. Власть не только «сквозь пальцы» смотрела на эту ситуацию, которую подробно описал Евгений Фиалко в статье «Гонки на маршрутках», но и фактически приняла сторону Писаренко.
Убыточность
или профанация?
Дмитрий Писаренко в своем ходатайстве к городскому голове о повышении тарифа указал на наличие почти 100-тысячных убытков за неполный предыдущий год деятельности. Так ли это на самом деле ?
В 2015 году в составе политической партии «Наш край» Дмитрий Владимирович баллотировался в Дружковский городской совет. Согласно поданной им декларации, его годовая заработная плата в качестве директора ООО «Авто-Бум ЛТД» составила не много-не мало, 11 163,05 грн. — это меньше чем тысяча гривень в месяц. При этом его супруга в качестве субъекта предпринимательской деятельности получила доход за полгода зарегистрированной деятельности в размере 999 000 грн. Основным видом деятельности Марины Писаренко, согласно Единому реестру, является предоставление в аренду машин и оборудования. По информации МВД, на ее имя только за последние несколько лет были зарегистрированы следующие транспортные средства: РУТА 22 (модифицированная «Газель»), БАЗ 22154 (так называемый «дельфин» — основная машина маршрута №10) и OPEL VECTRA, зарегистрированный в сентябре 2016 года на пике «убыточной работы» предприятия ее супруга.
Лично на Дмитрия Писаренко, по данным МВД, с 2014 года было зарегистрировано:
БАЗ 2215 (Дельфин) — 3 шт
ГАЗ 31 («Волга» различных модификаций) — 5 шт
ВАЗ 21 («Жигули» различных модификаций) — 3 шт
РУТА СПВ-17 — 1 шт
И эксклюзив — в 2015 году приобретен мотоцикл Honda RUNE, рыночной стоимостью 17 000 $, а в аккурат перед направлением письма о повышении тарифа в октябре 2016 года — автомобиль LEXUS LS 460 L приблизительной стоимостью порядка 18 000 $. Не плохо. Не только для 11 тысяч дохода в год, но и для миллиона. И это, не считая официально задекларированного Subaru Forester (2008 г.в.), стоимостью по данным торговых интернет-площадок свыше 300 000 грн.
Согласно данным конкурсной документации 2013 года все автомобили под маршрутные такси у предприятия ООО «Авто-Бум ЛТД» находятся не в собственности, а арендованы. Некоторые, исходя из данных выше, мы уже с определенной долей уверенности можем сказать у кого. Наверняка вас заинтересует вопрос — почему же аренда? Представьте себе, какую сумму дохода должно официально получить предприятие, чтобы из нее приобретать такой дорогостоящий транспорт! А покажешь доход — изволь оплатить налоги. А судя по тому, что все официальные доходы двадцати двух водителей и администрации предприятия находятся на утвержденном законодательстве минимуме, вплоть до 1500 грн. в месяц в предыдущем году — предприятие заботится о так называемой «оптимизации налогообложения».
Вот и получается, что разговоры местной власти о понимании сложной ситуации жителей в реалиях нынешней экономики являются не более чем демагогией. На деле все совсем иначе. Ничего ведь не мешало членам Исполнительного комитета и мэру немного углубиться в цифры и провести анализ. Не удивят их, впрочем, и наши расчеты, потому что они им, скорее всего, давно известны. Вот только на свет выносить их не очень выгодно. Потому что народ начнет задумываться: а для кого работает эта власть?
Миронов-браво!!!!!!!!!!!!!
Спасибо. Мотивирует)
ДАВНО ПОРА ОБЕСПЕЧИТЬ ГОРОД КОММУНАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ!ЗАДОЛБАЛИ С ПОДНЯТИЕМ ЦЕН НА ПРОЕЗД!ПРОЕЗД БОЛЬШЕ 3ГРН?УБЫТОЧНЫЙ МАРШРУТ?ДАВАЙ ПОШЕЛ ВОН ИЗ ГОРОДА,А НАШ МАРШРУТ ОТДАЙ НОРМАЛЬНЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ!
Абсолютно верно. Но это невыгодно для власти — прийдется показывать официальный доход.
Это банальный обман налогобложения.
Даже ежу понятно что власть принадлежит ворам и крышуют их воры в авторитете прокуратура, ментовка о городской совет!И это не только в Дружковке, это во всей Украине!Только один единственный человек в Украине горбатит в поте лица своего -это воровка в законе, председатель НБУ(национального банка Украины)-Гонтарева, которая заработала всего лишь 57 миллионов гривен!!!О том сколько «заработали» слуги народа ;Гройсман, Порошенко и их воровская банда видно в их декларациях.Власть воров умножила свои капиталы, в то время как лохи-хахлы за гроши льют за них кровь!Эту воровскую власть нужно повесить всех в сборе и всех их «рыбок прилипал» типа Писаренко, которые сами кормяься воровством и власть прикармливают! ВЛАДУ ЗЛОДИИВ ГЭТЬ!!!