Иди и смотри

Какой пример подает нам Польша?
Евгений Фиалко
(Продолжение. Начало в №40)
Имея какой-то опыт общения с нашими чиновниками, я при  встречах с их польскими коллегами каждый раз хотел ущипнуть себя — откуда у поляков, как грибы после дождя, появилась целая плеяда местных лидеров европейского уровня?

В этой связи вспоминается рассказ одного дружковчанина, уехавшего еще в перестройку в Германию и приехавшего лет через пятнадцать на побывку домой. «Как будто и не уезжал! — с возмущением делился он впечатлениями. — В исполкоме сидят те же, в тех же кабинетах и так же ничего не хотят делать! При этом считают себя незаменимыми».

Ключик для реформ

Польские коммунисты, чтобы найти (в первую очередь, конечно, для себя) какой-то выход из тупика, в который они завели страну, организовали в конце 80-х годов круглый стол с оппозицией, который состоял из нескольких «круглых столов» (подстоликов) в зависимости от обсуждаемых проблем. Так вот, единственным местом, где не был достигнут консенсус, стал «подстолик» местного самоуправления. Очевидно, коммунисты понимали, что ключик к настоящим изменениям в обществе лежит не в Варшаве: все реформы будут носить декларативный характер и, в конце концов, закончатся разочарованием народа в новых политиках, если не привлечь территориальные громады. Пока люди в каждом отдельном селе, городе или районе не почувствуют, что обладают реальной властью и могут влиять на процессы, происходящие вокруг, о положительных изменениях в государстве не может быть и речи. Что, собственно, мы наблюдаем в Украине, где уже просматриваются черты не только застоя и топтания на месте, но настоящей деградации.

Распад могучей империи под названием «Советский Союз» начался с того, что ее окраины — братские социалистические республики — стали громко требовать: «Хватит кормить Москву! Будем работать на себя — заживем как у Бога за пазухой!» Но, когда разделились, жить стало еще хуже. Регионы начали роптать: «Хватит кормить Киев! Надо все делить по справедливости!» Чтобы защитить их права, была создана одноименная партия, которая, наконец, получила всю полноту власти. Стали ли после этого простые люди жить лучше? Отнюдь. Сейчас сверху на места спускают не только, сколько чего нужно сократить, закрыть или отдать центру, но и сколько там должны заработать — до доли процента.

Получилась та же самая империя — только в карикатурном, усеченном виде. Причем как померанчевые, так и бело-голубые — непримиримые оппоненты в политике — в отношении к местным громадам проявляют полное единодушие. Ведь если отдать власть на места, то правящая верхушка в нынешнем виде окажется просто никому не нужной. Можно называть как угодно прошедшие двадцать лет украинской истории, но больше всего она подходит под затянувшуюся агонию советской системы.

К счастью, Польша этого не допустила. В 1993 году она подписала и вскоре ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую Советом Европы в 1985 году. Эта Хартия состоит из 30 постулатов, 14 из которых являются важнейшими. Государства, подписавшие ее, должны принять не менее 20 постулатов (в том числе 10 основных). На данный момент Хартию подписали 45 государств Совета Европы из 47. Польша приняла все 30 постулатов, без ограничений. Возможно, поэтому реформа местного самоуправления — одна из лучших польских реформ. Украина ратифицировала Хартию в 1997 году — тоже без ограничений, но до сих пор не приняла законы, которые бы позволили воплотить ее в жизнь. Поэтому маємо те, що маємо.

Польские местные советы (или гмины) практически все (за исключением Варшавского) дотационные, своими силами они собирают около половины необходимого бюджета. Остальное перечисляется государством по установленным законодательно процентам. Как нам объяснили, не было ни одного случая, чтобы государство не выполнило своих обязательств или чтобы оно указывало, как гмина должна распоряжаться заработанными  средствами.

Поэтому в польском городе Голеневе (о нем мы уже писали) с населением около 30 тысяч человек еще недавно в местный бюджет собирали 15 миллионов злотых, сейчас — свыше ста миллионов (в три раза больше, чем в семидесятитысячной Дружковке). Чтобы привлечь инвестиции, здесь создали специальную территорию «Технологический парк», где работает около 40 фирм от Южной Кореи до Северной Африки и Испании, на которых трудится 1 600 человек. Инвесторов на несколько лет здесь освобождают от налогов, дают в аренду землю за один злотый и т.д. В результате этот повит (район) опережает сейчас в развитии находящиеся по соседству немецкие земли. Однако не меньшее внимание уделяется в Голеневе и туристическому направлению, поэтому вкладывают деньги в проведение различных фестивалей, конкурсов, рекламу природных богатств и достопримечательностей края. В результате мэр на встрече с нами имел полное право заявить: «Мы не фальшивоскромные, потому что открыто говорим о своих успехах».

Есть ли недостатки у реформы местного самоуправления в Польше? Отвечая на этот вопрос, председатель сеймика Западнопоморского воеводства Марек Таласевич сказал: «Да, бывает, в некоторых маленьких городах к власти, на волне популизма, приходят люди, не достойные занимать такой высокий пост». Что ж, нет правил без исключений, но если бояться того, что люди тонут в воде, нужно всем запретить купаться…

Власть и СМИ

Безусловно, нас, как журналистов, очень интересовала ситуация со средствами массовой информации в Польше. Поэтому почти на всех встречах с руководителями гмин присутствовали местные журналисты или редакторы, которым можно было задать любой вопрос. Было также организовано специальное студийное занятие с редактором одной из местных газет и посещение редакции Щецинского отделения центральной «Газеты выборчей». В принципе, особых отличий в польских и украинских СМИ мы не заметили, и это еще раз подтвердило устоявшееся мнение, что со свободой прессы в постсоветской Украине есть определенный прогресс (в сравнении, конечно, с другими сферами жизни). Так же, как и у нас, основным источником дохода газет в Польше является реклама, примерно одинаковые проблемы у нас и у них с реализацией, поэтому некоторые издания вынуждены создавать свою сеть реализации. С самого начала наметилось только одно различие, которое от встречи к встрече становилось заметнее — в Польше практически нет коммунальных средств массовой информации! Закон не запрещает их создавать, но как журналисты, так и мэры называют коммунальные средства массовой информации даже не пережитком прошлого, а «патологией». Они считают это неэффективным расходованием бюджетных денег и, в случае необходимости, издают специальные информационные бюллетени городских советов. Никаких финансовых отношений между гминами и газетами не существует, кроме, конечно, платных публикаций. Практически все средства массовой информации в Польше частные, и как заявил мэр Голенева, «чем большую свободу имеют средства массовой информации и общественные объединения, тем больше развита демократия». А чем больше демократии, можно добавить, тем выше благосостояние народа. Председатель гмины этого города заявил, что любую информацию нужно подавать максимально открыто: «Если недоговаривать, то люди заподозрят, что что-то скрывается». Редактор местной газеты сказал примерно следующее: «Мы можем любить или не любить руководителей города, но интересы громады должны быть превыше всего». И добавил: «Оппозиция должна быть всегда. Когда в городе торжествует «всеобщая любовь к мэру», оппозицию должны составить журналисты — в этом их гражданский долг».

Когда мы попросили участников встречи определить по десятибалльной шкале уровень коррупции в Голеневе, то мэр и его замы поставили «десять», а редактор газеты — «восемь», признав, что пока существуют подозрения в некоторых действиях администрации, нельзя утверждать, что среди чиновников нет коррупции.

Мэр города Колобжега на встрече с нами заявил в сердцах, что набил бы морду редактору местной газеты за одну из его публикаций, но затем добавил, что специально приобрел дешевую служебную «Шкоду», чтобы журналисты не растерли его в порошок. Демократия устанавливает жесткие стандарты, и, если политик нарушает их, то на его карьере можно поставить крест. Таково одно из основных правил европейского образа жизни.

Власть должна быть прозрачной, открытой для людей, должна уступить место громаде и позволить ей принимать решения, от которых зависит ее судьба, но и люди должны желать занять это место — таковы основные постулаты реформы местного самоуправления Польши и программы «Прозора Польща», с которыми нас пригласили ознакомиться в этой стране, чтобы по возможности внедрять в Украине.     

(Окончание в следующем номере)



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...