Кто принес войну на улицу Мира?
О межконфессиональном конфликте двух церквей в Дружковке
Евгений ФИАЛКО
В Дружковке есть несколько украинских православных церквей Киевского и Московского патриархатов. На прошлой неделе, 1 августа, между ними произошел серьезный конфликт, в который пришлось вмешаться высшим должностным лицам из Администрации Президента Украины и СБУ.
Как сообщает сайт Донецко-Мариупольской епархии УПЦ КП (cerkva.dn.ua), перед началом праздничной литургии возле парафии преподобного Серафима Саровского УПЦ КП (ул.Мира,19) стали собираться люди, часть из которых была одета в военную форму донского казачества. Они были настроены агрессивно, с их стороны звучали угрозы. Когда поведение пришедших стало вызывающим, настоятель храма позвонил управляющему Донецкой епархии архиепископу Сергию (Горобцову) и, с его благословения, вызвал милицию. Участники пикета разошлись, а настоятель парафии о.Игорь (Ананьев) и о.Александр (Танчук) встретились с представителями СБУ, милиции и должностными лицами исполкома. «Вони запевнили, що все відбувалось без офіційного дозволу», — так заканчивается статья на официальном сайте Донецко-Мариупольской епархии УПЦ КП.
Примерно то же нам рассказал и благочинный Украинской Православной Церкви Московского патриархата в Дружковке протоиерей о.Николай (Мельничук) — встреча с ним произошла у нас перед началом служения в Свято-Никольском храме 3 августа. Отец Николай сказал, что находится в отпуске до 6 августа и постарается разобраться, что же произошло в его отсутствие. По его информации, православные Московского патриархата («люди образованные») хорошо осведомлены о расколе в Украинской церкви и не хотят с этим мириться: 1 августа они предприняли очередную попытку вернуть в лоно церкви заблудших прихожан Киевского патриархата. Никакой агрессии с их стороны не было — это засвидетельствовано милицией, прибывшей по вызову на место происшествия. Присутствие донских казаков произошло по их собственной воле, так как казаки всегда отстаивали чистоту веры. При этом о.Николай признался, что путается в названиях казачьих объединений. По его мнению, конфликт исчерпан и его не стоит предавать огласке.
К сожалению, никто не может гарантировать, что данное противостояние не разгорится в любой момент с новой силой. Дружковчане помнят крестный ход к исполкому и круглосуточные пикеты в 1998 году по поводу открытия в Дружковке Свято-Вознесенской церкви КП, помнят, как били в ней стекла, как заморозили строительство нового храма, как подбрасывали под двери церкви и раздавали пришедшим на молебен «Святогорский листок», в котором прихожане УПЦ КП назывались чуть ли не главными врагами православной церкви.
Поэтому настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей о.Игорь, разместивший упоминавшуюся выше информацию о конфликте на сайте cerkva.dn.ua, придерживается другой точки зрения.
Он говорит, что месяца полтора назад они зарегистрировали в Дружковке новый храм Серафима Саровского (ул. Мира,19) — это было желание многих парафиян разных профессий от грузчиков до специалистов оказывающих услуги таможенного брокера, потому что им сложно добираться на Яковлевку, где находится Свято-Вознесенский храм (улПушкина,3).
По его словам, девяносто процентов его прихожан — этнические россияне, и некоторые посещают церковь как Киевского, так и Московского патриархатов, потому что идут не в церковь, а к Богу. Создание церкви Серафима Саровского (особо почитаемого в России святого) задумывалось как раз как объединительный акт для прекращения межрелигиозной вражды двух конфессий.
Первого августа — День обретения нетленных мощей преподобного Серафима Саровского. По этому случаю должна была состояться праздничная литургия.
Как говорит о.Игорь, перед началом службы у забора этого частного дома, преобразуемого ныне в храм, уже стояло человек 5-6 в казачьей форме. «Я хотел было выяснить, что им нужно, но потом остановился, дабы не нарываться на провокацию», — рассказывает священник.
Вскоре подъехал автобус, из которого вышло около тридцати человек: казаки, афганцы, молодые накачанные люди и пожилые женщины, развернувшие несколько больших плакатов с агрессивными надписями «Православная Дружковка против раскольников!». Прихожане входили в церковь очень испуганными, они говорили, что им угрожают. Один из пикетчиков якобы даже сказал: «У нас в машине автоматы — если надо, всем головы посносим!» «Вы что охохлились? — кричали другие. — Хохлами стали?» Становилось понятно, с какой «горючей смесью» пришли эти люди, которым, кстати, никто из присутствующих ничего плохого не сделал. Поэтому о.Игорь позвонил Владыке, архиепископу Донецкому и Мариупольскому Сергию (Горобцову). Тот порекомендовал вызвать милицию, а сам сообщил в СБУ и патриарху Филарету.
Интересно, что буквально за несколько дней до этого, 27 июля, Священный Синод УПЦ КП принял обращение к Президенту Украины по поводу давления и нападок на парафиян Киевского патриархата в Донецкой области, в том числе упоминалась и Дружковка.
Патриарх Филарет сразу же сообщил в Администрацию Президента и СБУ, откуда последовали звонки на места. На улицу Мира выехали работники милиции и СБУ, а городской голова Валерий Гнатенко, говорят, долго находился в шоке от произошедшего — тем более, за полтора месяца до этого он встречался с о.Игорем и выразил удовлетворение, что в Дружковке нет конфликтов на межрелигиозной почве.
Появление правоохранительных органов моментально охладило пыл пикетчиков, и большинство из них разошлись. Милиция опросила две стороны, проверила документы, составила соответствующий протокол. Работники СБУ оставили контактные телефоны и сказали, что будут во всем детально разбираться.
Как сказал о.Игорь, в исполкоме знали о готовящейся провокации за два дня до этого, мало того, его работник даже был замечен на месте конфликта (как якобы и один из дружковских священников). По крайней мере, Александр Заварзин, один из ближайших помощников о.Николая, принимал активное участие в данных событиях и хорошо виден на фотографиях, снятых на мобильный телефон.
— Какую цель преследовали организаторы провокации и кто стоит за их спиной? — спросили мы у о.Игоря.
— Я думаю, они рассчитывали на то, что мы собираемся здесь незаконно, и хотели поднять по этому поводу шумиху. А недавний приезд патриарха Кирилла, занимающегося экспансией идеологии так называемого «Русского мира», подстегнул их в желании отличиться перед вышестоящим руводством. Но они просчитались: документы у нас были в порядке, мы не посягали ни на чьи права, тем более никому не угрожали (в момент инцидента в церкви находилось 11 пожилых женщин, один мужчина-пенсионер и два священника). Я понимаю, если б участники акции пришли с увещевательными лозунгами, призывающими к любви и братству, однако ими руководили нетерпимость, агрессия и ненависть — понятия, совершенно чуждые истинному христианину. Зачем им понадобились казаки, накачанные молодчики? Вспомните, как проповедовали наши апостолы? На них натравливали диких зверей, их бросали в тюрьмы, казнили, а они шли к людям со Словом Божьим и любовью, и не было такой силы, которая могла бы их сломить!
Отвечая на второй вопрос, о.Игорь сказал:
— Все свои шаги, даже беседу с журналистом, я согласовываю с руководством церкви. Если бы я позволил себе нечто подобное возле Свято-Никольского или любого другого храма Московского патриархата, меня сразу бы отправили в запрет. Самостоятельные действия такого уровня в нашей системе просто невозможны. Поэтому я не верю, что акция в Дружковке была неизвестна вышестоящему руководству… Мне бы хотелось услышать от них если уж не объяснение, то хотя бы извинение за произошедшее. И обратите внимание: вокруг развелось очень много сект весьма сомнительного содержания, но почему-то церковь Московского патриархата не требует их закрытия, а борется только против нас, мирян Киевского патриархата… Разве это не целенаправленная политика? Однако организаторы провокации просчитались — реакция получилась обратной! И в этом я вижу Божий помысел!
По словам о.Игоря, он побывал в городской прокуратуре и оставил заявление о произошедшем инциденте. Таким образом, милиция, прокуратура и СБУ проводят соответствующие проверки и должны дать ответы в положенный законом срок. Что касается руководства города, то его официальная позиция такова: «Мы ничего не знали о готовящейся акции».
Преподобный Серафим Саровский, живший в 18-19 веках, отличался всеобъемлющей любовью к людям — он легко простил даже разбойников, изрубивших его топором. «Христос Воскресе, радость моя!» — такими словами он встречал каждого, кто к нему приходил за советом и помощью.
https://copyright.ru/ru/news/main/2020/10/01/intellectual/ подробности на сайте
Російська православна церква на чолі з Кірілом Ґундяєвим – така ж частина імперського істеблішменту, як і ФСБ, ҐРУ, ОРТ, Russia Today, Iнститут СНД на чолі з Затуліним, путін-юґендські «Наши», ЛДПР Жиріновського і багато чого іншого. Вся естетика патріарших візитів була суто пропаґандистською, а риторика – провокативною, – від погроз і прокльонів на адресу «розкольників», до яких він зараховує всіх українців, котрі не приймають його ефесбешного пастирства (а це щонайменше половина населення), до химерного, як на духовну особу, заклику підтримати євразійську економічну інтеґрацію та об’єднати свої валютно-фінансові системи.
Виглядає, що РПЦ, як і ФСБ, як і ОРТ, як і Інститут Затуліна, отримала від уряду Януковича карт-бланш на діяльність в Україні, що, власне кажучим, є єдиним новим аспектом у традиційно українофобській діяльності усіх цих організацій.
Дехто пояснює це особистим наверненням Януковича у московське православ’я і, відповідно, ледь не гіпнотичною владою, яку буцімто отримали над ним московські попи – щось у стилі незабутнього Грішкі Распутіна над царицею чи якого-небудь сьогоднішнього Аделаджі над Черновецьким. Важко однак уявити собі, щоб весь український уряд потрапив раптом під гіпнотичну владу такого собі московсько-православного «Білого Братства» чи іншої тоталітарної секти з претензіями на «канонічність».
Логічніше припустити, що сам цей уряд не зовсім (або й зовсім не) український. Він, за його власним самоозначенням, – «укр?инский». Фонетично відмінність виглядає дрібною, і це багатьох ошукує. Бо насправді відмінність настільки ж велика, як між Руссю й Росією. Чи між Британією й Бретанню. Чи, скажімо, між чорними південноафриканцями й білими. Вони можуть називати себе подібно, проте це цілком різні народи, з різними ідентичностями, мовами і культурами, а головне – з різними цінностями й геополітичними орієнтаціями, символами та героями, з абсолютно відмінними уявленнями про власне минуле й майбутнє, про довколишній світ і одне про одного.
А ось таке написане на пам»ятному меморіалі царю Миколі другому (кривавому)і де б Ви думали??? — у Дружківці, у селищі Донське.
«Поклонный крест установлен в честь царственных мучеников – Его Величества Государя-императора Николая II и Его святого семейства: Государыни-императрицы Александры, Цесаревича Алексия, княжон Ольги, Татьяны, мари и Анастасии, расстрелянных в 1918 году.
Этот крест – символ покаяния, которое мы должны понести за своих предков, косвенно участвующих в убийстве царской семьи: допустили их гибель, не встали на защиту, предали молчанием.
В 1613 году нашим народом дана клятва на верность роду Романовых, гласившая о верности русских людей и их потомков царям этой династии до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Малая Русь (Украина) присоединилась к России, в Киеве был созван Собор, на котором народ так же дал клятву, утвержденную в 1613 году. Клятвенное обещание было нарушено, проклятие легло на нас.
Покаяние – это перемена ума. У нас должно измениться представление о царской семье на противоположное тому, которое было у коммунистов и у людей предреволюционной России, предавших монархию!».
На яку голову це можна натягнути? А таки ж намагаються.
І те, що відбулося на вулиці Миру — це частина того, про що я Вам сваідчу…
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл *CRAZY* 16-19 августа совершит визит в Польшу, в рамках которого проведет ряд богослужений и подпишет совместное католическо-православное воззвание о примирении народов России и Польши.
Визит в Польшу Кирилла, еще не состоявшись, уже приковал к себе огромное внимание. В связи с этим польских журналистов заинтересовали детали биографии патриарха.
Gazeta Wyborcza пишет, что Кирилл — горячий приверженец старинной концепции, известной под названием «симфония церкви и государства», то есть когда власть светская неотделима от религиозной.
62-летний патриарх признавался в свое время, продолжает Gazeta Wyborcza, что в юности, то есть в советские времена, мечтал стать мучеником за веру, но ни в коем случае не диссидентом, потому что диссиденты только «разрушают государство».
Но, как замечает издание, самому Владимиру Гундяеву стать страстотерпцем не довелось: он сделал головокружительную церковную карьеру при советской власти. Взлет состоялся под крылом митрополита Никодима (в миру — Бориса Ротова). Уже в 25 лет Гундяев стал представителем Русской православной церкви во Всемирном совете церквей.
Gazeta Wyborcza утверждает, что митрополит сотрудничал с КГБ, а Гундяев, всюду следовавший за своим патроном, также участвовал в этом. Газета пишет, что у будущего патриарха на Лубянке был собственный оперативный псевдоним — «Михайлов».
Также польские СМИ сообщают, что сейчас началась антицерковная и антиправославная кампания, особенно ярко разгоревшаяся в российском сегменте Интернета. Патриарху Кириллу припомнили темную историю с импортом сигарет в Россию. Поскольку церковь не облагается налогами, то в 90-е годы РПЦ зарабатывала на ввозе и перепродаже табака, а курировавший «тучные» операции Гундяев лично заработал 4 миллиарда долларов.