Куда ушли деньги?
Партии и кандидаты отчитались о своих расходах
Евгений ФИАЛКО
Есть золотое правило расследования всех политических процессов: следи за деньгами. Редакция НД имеет возможность познакомить читателей с финансовыми отчетами политических партий и кандидатов на пост дружковского городского головы, участвовавших в местных выборах 25 октября.
Эти материалы были предоставлены городской избирательной комиссией согласно ст.72 п.10 ЗУ «Про місцеві вибори».
Итак, субъекты избирательного процесса должны по этому Закону предоставить промежуточные финансовые отчеты не позднее, чем за 5 дней до голосования по специальной форме, утвержденной ЦИК. Как известно, на пост Дружковского городского головы баллотировались четыре человека. Из них двое — Виктор Гайдук и Ирина Кирикова — никакой агитации не вели (в чем тогда был смысл их выдвижения?), поэтому в своих отчетах им нечего указывать. Виктора Баштового выдвинула Радикальная Партия Олега Ляшко — соответственно все затраты на его кампанию поданы в партийном отчете. А ныне действующий городской голова Валерий Гнатенко отчет не предоставил. Пришлось его вызывать на комиссию, где он заявил, что ничего об этом не знал. Мэр пообещал отчитаться на следующий день. Что и было сделано. Оказалось, Валерий Сергеевич потратил на нынешнюю избирательную кампанию 7 500 грн собственных средств, из которых 7 390 грн ушли на печатание рекламного буклета.
Политические партии, участвовавшие в выборах 25 октября в Дружковке, задекларировали следующие поступления во время избирательной кампании.
Больше всех средств собрала партия «Наш край» — 15 002,8 грн. Следом за ней идет БПП (Блок Петра Порошенко) — 11 492 грн, затем Радикальная Партия — 8 334,52 грн, Оппозиционный блок — 6 300 грн и ВО «Батькивщина» — 3 370,95 грн.
Следует сказать, что из пяти партий четыре потратили все собранные деньги по ходу избирательной кампании. Исключение составляет только партия «Наш край» — на ее счету осталось 7 тыс. грн. В пятидневный срок после оглашения результатов выборов они должны быть перечислены на счет этой партии. В противном случае деньги будут зачислены в бюджет. Чуть больше 150 грн осталось и на счетах БПП.
Откуда поступали средства? Закон запрещает принимать поступления от анонимных источников. В отчетах, как правило, названы фамилии 2-3-х «спонсоров», которые, скорее всего, собирали деньги с участников предвыборной гонки и симпатизирующих им состоятельных людей и перечисляли в предвыборный фонд. Здесь исключением стал Оппозиционный блок, который задекларировал только сумму 6300 грн, поступившую от кандидата по 5-му округу Александра Шейко и ушедшую на оплату статьи о нем в газете ДНЛ+. Получается, что вся остальная предвыборная агитация от этой партии делалась безвозмездно.
Такая, мягко говоря, непрозрачность финансирования политической силы, которая претендует на руководство городом (и, скорее всего, этого добьется), вызывает обоснованную тревогу. Кто стоит за ней? Кто финансирует е? Чьи интересы она будет обслуживать?
Куда же были потрачены собранные средства? Как мы уже сказали, Оппоблок разместил статью о своем кандидате в ДНЛ+. Радикальная партия потратила деньги на печатание листовок (5 834,52 грн.) и интервью с Виктором Баштовым в газете «Наша Дружковка» (2500 грн). Блок Петра Порошенко из 11 238,48 грн чуть больше тысячи потратил на изготовление агитационных материалов, а остальное ушло своему лидеру Гайдуку В.В. на публикации в ДНЛ+ и сайте газеты. «Батькивщина» опубликовала две рекламные статьи (в «Нашей Дружковке» (500 грн) и ДНЛ+ (2400 грн), а на 470,95 грн напечатала листовки и календарики. «Наш край» потратил 4 400 грн на изготовление листовок и флагов, а также опубликовал две рекламные статьи: в «Дружковском рабочем» (2602,8 грн) и «Нашей Дружковке» (1000 грн).
Мы не ошиблись, за всю предвыборную кампанию газета городского совета «Дружковский рабочий» опубликовала только одну рекламную статью.
Итак, самыми непрозрачными, судя по реальным затратам, оказались Оппоблок и «Наш край» — две политические силы, ставшие главными игроками в дружковском политикуме. Можно ли тогда нынешнюю избирательную кампанию назвать честной и прозрачной?
Печально, что избиратели каждый раз выбирают «кота в мешке», а потом на кухнях ругают ту власть, которую сами же и выбрали...