Литературные сборники — без подтанцовки!
Эдуард МАЦКО
В нашем городе два литературных объединения: «Современник», зарегистрированный в сентябре 1999 года, и «Поэтические витражи», зарегистрированные в сентябре 2001 года. У каждого из них свой взгляд на творчество местных поэтов и прозаиков. «Современник» взял направление на выпуск книг своих авторов и выступление в учебных заведениях. «Поэтические витражи» печатают, как правило, стихи в коллективных сборниках других городов и организовывают культурные мероприятия.
Недавно в серии «Творческие студии Донбасса» вышел седьмой выпуск альманаха «Многоцветье имен» (издательство «Азовье», 2011 год).
Книга карманного формата, хорошо оформленная, на 620 страниц. Внимание привлекает подзаголовок «Литературное объединение «Поэтические витражи» г.Дружковка».
Предвкушая знакомство с дружковскими авторами, я пробежал оглавление: наших земляков оказалось 14, из них 4 живут далеко за пределами Дружковки, а 3 прозаика стали единственными представителями этого жанра. И все-таки 7 поэтов-витражистов могли бы выглядеть достойно на фоне «гостей» и «приглашенных».
Невольно возник вопрос: «Так кто же составляет основную «мощь» книги?» Получается, что вся «Камаринская» принадлежит гостям, а «Витражи» у них «на подтанцовке». Если бы в статье Елены Кисловской о литературном движении в Дружковке упоминалось, что в городе два литобъединения, то семь поэтов выглядели бы не так убого, потому что это всего лишь часть литературного потенциала города. Но Елена Сергеевна, зная, что горсточка людей в «Поэтических витражах» не может обеспечить книгу большим количеством стихов, видимо, приглашала всех кого не лень, лишь бы книга была потолще…
По этому поводу хорошо сказал дружковский поэт Рейдерман, живущий в Одессе: «Если даже в Дружковке две соперничающие литературные организации, то дальше идти некуда… Мой совет: можете сидеть по своим углам и называться как угодно, но сборники выпускать нужно вместе и под маркой Конгресса литераторов Украины или, еще лучше, МСПУ, как сочлен Конгресса литераторов».
В этой книге сообщается, что в альманах «Многоцветье имен» включены авторы литературного объединения «Поэтические витражи», а также участники ежегодного фестиваля «Город Дружбы приглашает» из Харькова, Луганска, Донецка, Евпатории и других городов Украины.
Какова цель этих фестивалей? Вдумайтесь! Областные города приезжают в маленькую Дружковку. Зачем? Неужели из областных центров едут поучиться у нас? Может, в Харькове их слушать никто не хочет? А в Дружковке? В первое время приглашали около сотни учеников. Потом зрителей становилось все меньше, а на последнем фестивале участники были исполнителями и слушателями одновременно.
Впрочем, какая разница — лишь бы денег хватило.
Я не делаю критический разбор книги (она красивая, — залюбуешься), но в ней проступают последствия раскола литературного объединения, когда конкурирующие организации пиарятся, не думая ни о городе, ни о творческих людях города. Каждое лито хочет лучше показать себя. К примеру, «Витражи». Людей у них мало, а хочется издать что-то хорошее, объемное, поэтому Елена Сергеевна и прибегает к различным уловкам, наполняет книгу чем угодно. Можно было бы смириться, если бы это не сказывалось на престиже нашего города. Но если судить по данной книге, то наш город — это какое-то захолустье, которое услужливо предлагает свои услуги всем пишущим, лишь бы книга была потолще!
Елена Кисловская помещает в книге также портрет городского головы, а ниже его цитата: «Дружковка переживала разные времена, но всегда в каждом из нас была любовь к родному городу, вера в лучшее будущее и свои силы».
Интересно, задумывалась ли Елена Кисловская над этими словами? Если бы мы все прониклись ими, у нас бы не было двух литобъединений и пиарных фестивалей. Потраченные деньги могли бы пригодиться на развитие литературного движения: выпуск книг пишущим инвалидам, конкурсы среди начинающих, конкурс на лучшие стихи о родном городе, издание лучших произведений с участием всех объединений — такого сборника у нас, к сожалению, нет до сих пор!
Суматоха с фестивалями мне напоминает ситуацию с футбольной командой второй лиги в Дружковке в 2000-2003 годах. Футболистов просто купили и привезли в наш город. Их кормили, платили деньги, в спорткомплексе была установлена система очистки воды от железа, а свои (подрастающие пацаны) не имели хорошей формы и мячей. Когда команду распустили, потому что закончились деньги, дружковский футбол оказался в запустении. Поэзия и футбол в нашем городе, как близнецы-братья: лишь бы удивить кого-то… А ради чего?
Меня задели за живое слова Рейдермана: «Можете сидеть по своим углам и называться как угодно…» И я задумался, что же произошло с нами?
Хочется пригласить через газету Елену Кисловскую вместе осмыслить весь пройденный нашими литературными организациями путь.
Ноябрь 1997 год. Ко мне, как старейшине литературного движения, обратилась редакция газеты «Окно» с просьбой собрать бывших поэтов и прозаиков, чтобы возродить в городе литературное объединение. Первое собрание проводила по поручению редактора Александра Пальчуна Ирина Иванишко. Обрадованные удачным началом, мы думали, что Ирина с нами и останется, но редактор сказал, что у Иванишко много корреспондентской работы, и поэтому куратором он назначает художника газеты Елену Кисловскую. Материал на первую литстраницу был собран быстро, но, к нашему удивлению, готовить ее поручили Ирине Мацко. Елена попросила Ирину Сафроновну ставить и ее фамилию — возражений не было. С тех пор и пошло: «Литстраницу подготовили Ирина Мацко и Елена Кисловская». Редактор не возражал. А потом было то, чего лучше не было бы: мы узнаем, что за нашей спиной готовится перевод литобъединения «Поэтические витражи» из газеты «Окно» в «Дружковский рабочий» — лишь потому, что туда переходит работать Кисловская.
Так и случилось: «Поэтические витражи» раскололись на две части — одна ушла в «Дружковский рабочий», прихватизировав название и эмблему, а другая осталась в родном для них «Окне» и взяла название «Современник».
Через год мы выпустили книгу «Поэзия Дружковки» в издательстве «Донеччина». Приглашали и витражистов дать свои стихи, но получили отказ. Через год, когда мы готовили литературный альманах «Междуречье», с нами снова отказались сотрудничать, и тогда из «Витражей» ушло сразу пять человек. Мне до сих пор неприятна ссора, возникшая при расколе литобъединения, поэтому я решил не входить даже в правление. В «Современнике» нет всесильного руководителя — есть правление и председатель, который подотчетен нам. Наш председатель, Анна Мороз на одном из совещаний предложила объединиться, но Елена Сергеевна заявила, что во главе лито она кроме своей кандидатуры никого не видит.
Мне невольно вспомнилось стихотворение Владимира Луговского «Та, которую я знал…» «Но власть над ближними ее так грозно съела»… Лена, тебе важна власть над ближними или равноправное сотрудничество? Поступи, как я — уйди в рядовые! А если хочешь, давай вообще уйдем и не будем мешать дружковским литераторам! Пусть они объединяются и не чувствуют никакого давления над собой.
Недавно я узнал, как один член литобъединения принес переписанные от руки стихи Вознесенского и Рубцова, а ты взяла ручку и давай кромсать современных классиков. Тогда тот человек сказал, чьи стихи он принес, и ушел из литобъединения. А надо было уйти тебе.
Слышал, что готовится новая книга, в которую войдут стихи дружковских поэтов. В «Витражах» таких стихов мало, и они не потянут даже на небольшой сборник, а разговор идет о книге до 200 страниц. В правление «Современника» никто не обращался, но ко мне приходили люди, готовящие эту книгу. Я им ответил, что буду сотрудничать только с нейтральным редактором — например, из городского отдела культуры. А по поводу всего, что происходит в литературном движении нашего города, невольно припомнились слова одного старого одессита (не Рейдермана): «Мы, конечно, извиняемся за наш французский, но подобная махновщина надоела».
жаба давить,господин Фиалко?Пишите уж лучше про Тихого.
Ну прямо МХАТ какой-то, а-ля 70-ее. Доронина, Ефремов… Дежа вю какое-то! Хто налево, хто направо.. Хто с фиалками, хто с лилиями… Шо попало! НО БУКФ — МОРЕ!