Мопед — роскошь или средство передвижения?
Оксана ЖИВОЛУП
С приходом весны в Дружковке наступил «мопедный» сезон, а вместе с ним и наболевший вопрос регистрации и получения прав на этот транспорт «эконом»-класса вновь стал актуальным. Мопеды нового образца довольно быстро завоевали популярность в Украине. Удобный в эксплуатации и доступный по цене скутер стал помощником многих семей. Но наряду с удобствами, возникла и масса проблем. За руль садятся мальчишки, которым не то, что до прав, а до паспорта далеко, да и не каждый взрослый владелец мопеда знает правила дорожного движения.
Конечно же, обучение ПДД необходимо, но абсурдность ситуации заключается в том, что в случае с мопедами право управления транспортным средством стоит почти столько же, сколько само средство!
Естественно, владельцы скутеров озадачены, и недавно к нам в редакцию пришло письмо следующего содержания:
«Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам водитель мопеда (скутера) с почти тридцатилетним стажем. Поводом стали вопросы, на которые невозможно получить однозначных и вразумительных ответов…
— До какого числа нужно пройти регистрацию?
— Действительно ли, что срок регистрации продлен до 1 июня?
— С какими документами можно ездить сегодня и до какого срока?
— Какие документы нужны при регистрации и техосмотре?
— Действительны ли права на другой вид транспорта (автомобиль, мотоцикл) при вождении мопеда?
— Нужна ли справка о растаможке на импортный скутер и как быть, если, к примеру, мопед был куплен на рынке 7 лет назад и есть только справка о покупке?
— Как доехать в Краматорск, МРЭО, на место регистрации, чтобы не оштрафовали?
— Нужен ли шлем, когда едешь по проселку?
— В каких случаях работники ГАИ могут отобрать скутер и отправить на штраф-стоянку?
— Одинаковы ли штрафы за нарушение ПДД для водителей мопедов и авто?
— Сколько конкретно сегодня стоит обучение, регистрация, номер, замена водительского удостоверения, техосмотр, растаможка?
Очень хочется получить ответы на вышеперечисленные вопросы. Еще хотелось бы, чтобы газета провела опрос у водителей скутеров и напечатала их мнение.
По понятным причинам не подписываюсь…»
Мы попытались сделать все возможное, чтобы раздобыть интересующую наших читателей информацию. Хотя, признаться, это было не легко! Обратившись в МРЭО Краматорска (причем не один раз), нам все же удалось получить компетентные ответы на некоторые вопросы. А вот на вопросы, относящиеся непосредственно к работникам ГАИ, нам так никто и не ответил. Александр Земский, начальник ГАИ города Дружковки категорически отказался давать какие-либо комментарии. Может быть, он даст их после этой публикации?..
Что касается упрощенной формы регистрации мопедов, то ее на данный момент не проводят, на основании письма из Министерства юстиции Украины, в котором было приказано приостановить регистрацию. Дословно: «До департаменту ДАЇ надійшов лист Міністерства юстиції України від 01.02.2011 №38/424 про відкликання з місць та скасування пункту 1 службової телеграми від 01.12.2010 №4/8 — 11323 щодо забезпечення проведення першої державної реєстрації мопедів, які були придбані до 29.12.2009, у передбаченому пунктом 2 постанови Кабінету міністрів України від 23 грудня 2009 р №1371 порядку до 1 липня 2011 року.»…
Упрощенная форма регистрации — регистрация скутеров, владельцы которых не имеют никаких документов, кроме справки о покупке и с объемом двигателя меньше 50-ти кубов. На данный момент упрощенная форма регистрации приостановлена до урегулирования Кабинетом министров этих вопросов в законодательном порядке.
Мопеды, у которых объем двигателя 50 кубов и больше, регистрируются в таком же порядке, как и другие виды транспорта (автомобиль, мотоцикл…).
Если владелец мопеда с объемом бака меньше 50 кубов все же хочет зарегистрировать свое средство передвижения, то ему необходимо собрать такой же пакет документов, как и на пятидесятикубовый скутер. А именно: справка-счет, выданная автосалоном, а также грузовая таможенная декларация и сертификат соответствия в обязательном порядке.
На сегодняшний день ездить можно только на зарегистрированном мопеде при наличии водительского удостоверения категории А1. Ксерокопии документов не действительны.
Для обмена водительского удостоверения нужны такие документы: водительское удостоверение и талон к нему, экзаменационная карточка, личный паспорт, медицинская справка, техпаспорт на личный автомобиль или временный регистрационный талон на право управления, отметка о заявлении ОГАИ по месту жительства о том, что водительское удостоверение не задерживалось и гражданин не лишен права управлять транспортом (жителям г. Дружковки справка с ОГАИ), цветное фото (3,5х4,5, копия загран. паспорта (при наличии).
Ездить разрешается только в шлеме, не важно, по какой дороге ты едешь — по проселочной или по городской.
Доставить мопед к месту регистрации можно в кузове грузового автомобиля (главное, чтоб мопед ехал не своим ходом), во избежание штрафов.
Относительно цен — регистрация стоит 102 гривни, 25 копеек, осмотр эксперта — 91 гривня 81 копейка, водительское удостоверение — 342 гривни, 50 копеек. Цены приведены без учета банковских сборов.
Опрос жителей города мы также провели, и вот что услышали:
Владимир, 37 лет:
— Я сейчас на скутере не езжу, потому что у меня импортный мопед и его не регистрируют без справки о растаможке. А где мне ее взять, если мопед привезли друзья из Германии несколько лет назад? Стоит сейчас в гараже, никому не нужен — ни ездить не могу, ни продать.
Влад, 19 лет:
— В регистрации и обязательном обучении ПДД есть и плюсы, и минусы, но минусов, как всегда, больше. Плюс в том, что меньше стало ДТП, аварийных ситуаций. если мопед украли, то зарегистрированный будет гораздо проще найти или, например, если человек сбил своим скутером другого человека, то его теперь можно привлечь к ответственности. Минус — это все стоит очень дорого. К тому же стало больше «головняка» с куплей-продажей. Если у нас скутером пользовалась вся семья, то теперь придется на каждого доверенность делать. Плюс еще и техосмотр каждые два года.
Конечно, я все равно планирую регистрировать свой скутер, потому что на нем дешевле ездить, чем на машине. Да и с правами мне легче — просто дооткрыть категорию и все.
Валентина Алексеевна, 60 лет:
— Я пенсионерка. Ухаживаю за двумя парализованными. Сама перенесла операцию на ногах — вены больные. На велосипеде ездить просто физически не могу. Езжу на мопеде только по надобности — то мешок с картошкой подвезти, то в больницу.
Посудите сами, каким образом я смогу пройти все эти процедуры с регистрацией и правами, если только учеба стоит 1000 гривень официально, а пенсия у меня — 830. Еще и не наездишься туда. Приезжаешь, а там — то одного специалиста нет на месте, то другого. Почему бы не выделить один какой-то день в неделе, чтобы регистратор приехал в Дружковку и все желающие прошли регистрацию у себя в городе? А то без прав и документов еще доедь попробуй, чтоб не оштрафовали…
Вообще, в том же Китае или Японии есть отдельные трассы для велосипедистов и мопедистов, а тут даже обычные дороги в порядок привести не могут, что там говорить.
Езжу, пока можно, а потом — все, подарю его кому-нибудь.
Сергей Викторович, 51 год:
— Власти неправильно сделали. Дали сначала накупиться народу этих скутеров, а теперь что нам делать?! Сначала заработали на нас, всучивая «блага прогресса», а теперь зарабатывают на его узаконивании.
Я не собираюсь его оформлять. Кучу справок собрать надо, которые стоят немало. На права с первого раза, как известно, никто не сдает у нас… Буду пытаться продать, хотя это маловероятно — кому теперь такое «счастье» надо? Сегодня новый можно купить за 500 гривень.
К слову, мопедов на улицах нашего города стало намного меньше. Как говорят дружковские скутеристы, при таком раскладе дешевле ездить на такси, потому что обычный мопед, а вернее его содержание, мало кому теперь по карману…
Слава Азарову !!! Наконец-то Украина за счет мопедистов станет экономической сверхдержавой.
Я инвалид..,мне 47 лет.Есть права на вождение автомобиля-Б..Скутер у меня как единственное средство для передвиженя))).Чтоб получить категорию А1 денег нет!.Какой казел вообще придумал эти дурацкие права!!!???.Буду убегать и капец))).Мне не чем заплатить))))))))))
(мне 23, есть категория B; реальный стаж 5 лет) сейчас штраф за отсутствие регистрации, водит. удостоверения и. т. д. 170-255 (ст.121 ч.5)гривен// а штраф за не остановку по просьбе сотрудника ГАИ 153-187 (ст.122,2) гривен.. думаю тут ясно что я буду пытаться скрыться от сотрудников ГАИ, и я никогда не зарегистрирую свой мопед, лучше подкачу его к личным авто сотрудников ГАИ оболью бензином и сожгу вместе с их авто, пусть знают С*К*.