Поиски северного морского пути


Николай СИМОНЕНКО
В прошлом мореплаватели мечтали найти северный морской проход из Атлантического океана в Тихий. Это была непростая задача, ведь путь через арктические воды преграждали льды.

И все же отыскать кратчайший морской путь, который проходил бы через «макушку» Земли, было необходимо. К XVI веку торговые пути на Восток, огибавшие южные оконечности Африки и Южной Америки, стали монополией Испании и Португалии. Поэтому иностранным купцам, желающим вести торговлю с восточными странами, ничего не оставалось, как только искать новые пути и обойти Евразию с севера. Попытать в этом счастья стремились многие мореплаватели.

Первыми на поиски отправились англичане Хью Уиллоби и Ричард Ченслер. В 1553 году во время сильного шторма их корабли разошлись. Уиллоби и его команде пришлось зимовать на Крайнем Севере России, на холодном пустынном берегу Кольского полуострова. Совершенно не подготовленные к таким суровым условиям, все они погибли. До Архангельска добралось только судно Ченслера. Оттуда Ченслер, получив приглашение царя Ивана Грозного, отправился в Москву. Ему не удалось обнаружить проход в Азию, зато он смог установить торговые отношения с Россией.

В 1594 году к берегам Новой Земли направился голландец Виллем Баренц. Во время третьей экспедиции в 1596 году его судно, огибая этот архипелаг с севера, оказалось зажатым во льдах, и было безнадежно повреждено. Баренц со спутниками пережили зиму в хижине, сооруженной из обломков выловленного из воды дерева. Пищей им служило мясо белых медведей. После невероятно трудной зимовки экипаж на двух маленьких лодках вернулся домой. Однако сам Баренц, не выдержав путешествия, умер.

Мореходы и землепроходцы России усиленно исследовали Сибирь и Дальний Восток. За 60 лет, с 1581 по 1641 год, они продвинулись от Уральских гор до Тихого океана. Примерно в это же время русские казаки совершали плавания по сибирским рекам к Северному ледовитому океану. Благодаря казакам произошло присоединение Сибири к России, после чего они продолжали разведывать ее северо-восточный берег. В 1648 году русские корабли прошли по проливу, названному впоследствии Беринговым в честь Витуса Беринга.

В период с 1733 по 1743 год около тысячи человек в составе семи разведывательных групп под командованием Беринга отправились исследовать северное и восточное побережье России. Несмотря ни на что, экспедиции удалось составить карту почти всего северного побережья. Полученные данные, включая карты с нанесенными на них глубинами и информацию о ледовых условиях, оказались бесценным материалом для последующих исследователей Арктики. К 1778 году все исследователи пришли к выводу, что для прохода по Северному морскому пути деревянные суда непригодны. Только через сто лет исследователь Арктики Нильс Адольф Эрик Норденшельд, финн по национальности, сумел одолеть Северо-Восточный проход, проплыв по нему на пароходе.

После революции 1917 года Северный морской путь был открыт лишь для советских судов. Моряки проводили долгие месяцы среди арктических льдов и единственным развлечением для них был радиоспорт онлайн. Начиная с 1930-х годов, Советский Союз вел активное освоение арктических вод. Чтобы удовлетворить нужды новых промышленных городов и поселков, на северном побережье страны строились порты. Вскорости Россия стала признанным авторитетом во всех областях полярной навигации.

До распада СССР Северный морской путь оставался для иностранных кораблей закрытым. Но после политических преобразований и перехода к рыночной экономике Россия начала содействовать международному судоходству в северных регионах.

В настоящее время арктические льды стремительно тают, что, безусловно, вызывает беспокойство экологов — но для судов открывается путь в более глубокие воды. И тогда, проплыв по куполу Земли, они попадут из Атлантического океана прямо в Тихий, значительно сократив расстояние и время плавания.



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...