Предвыборная кампания: Закон и СМИ
Евгений ФИАЛКО
Главное событие предстоящей осени (а, возможно, и ближайших лет) — выборы в Верховную Раду Украины 28 октября. Все, что связано с ними, постепенно вытесняет другие темы со страниц газет и экранов телевизоров и вызывает горячие дискуссии даже среди близких людей. Безусловно, чтобы правильно распорядиться своим голосом и помочь сделать правильный выбор другим, нужно знать о выборах как можно больше.
В первую очередь это касается средств массовой информации, ведь известно, что победить на выборах без них просто невозможно. В конце августа газете «Наша Дружковка» посчастливилось принять участие в семинаре Института развития региональной прессы (ИРРП) «Інструменти нових медіа для нецензурованого виссвітлення виборів».
На него после серьезного конкурса (примерно четыре человека на место) было отобрано два десятка печатных и электронных СМИ с востока, юга и центра Украины. Семинар проходил в Днепропетровске.
Не касаясь специфических тем мониторинга и освещения избрательной кампании, хочется сказать, насколько мы далеки еще от тех стандартов, по которым проходят выборы в странах устоявшейся демократии. В США, например, любой желающий, фактичеки в режиме онлайн, может узнать, сколько денег поступило в фонд кандидатов, от кого, из какого штата и города. Участники предвыборной гонки там кровно заинтересованы в полной прозрачности своих фондов, потому что при малейшем подозрении может пострадать их репутация и общественное мнение снесет их, как тайфун.
Ведущие юристы ИРРП ознакомили журналистов с несколькими резонансными делами Европейского суда по выборам в различных странах. Акцент ставился на свободе выбора и свободе выражения мнений, особенно свободе политической дискуссии — взятые в совокупности, они формируют основу любой демократической системы. Европейский суд настаивает на том, что особенно важно, чтобы в период, предшествующий выборам, было разрешено свободное распространение различных мнений и информации.
Если вернуться к украинским реалиям, то новый закон о выборах народных депутатов требует (как, впрочем и предыдущие законы) равного права и равных возможностей для всех участников предвыборного процесса. Часть 3, ст.63 Закона предусматривает, что СМИ должны сбалансированно освещать комментарии всех партий и кандидатов в депутаты, а официальные сообщения не должны содержать агитационных материалов. Ч.6 ст.74 Закона запрещает СМИ «агітувати голосувати за або не голосувати за партії, кандидатів у депутати чи поширювати інформацію, яка має ознаки реклами» бесплатно или получать деньги из источников, не предусмотренных законом.
Закон также дает пояснение, что такое «непрямой подкуп избирателей»: «Передвиборча агітація або надання виборцям, закладам, установам, організаціям коштів або безоплатно чи на пільгових умовах товарів, послуг, робіт та інших матеріальних цінностей, що супроводжується закликами або пропозиціями голосувати або не голосувати за певну партію чи кандидата у депутати або згадування назви партії чи імені кандидата, є непрямим підкупом виборців».
Соблюдаются ли эти нормы у нас? По крайней мере, на всем пути из Дружковки до Днепропетровска я увидел только один(!) билборд от оппозиции, зато все остальное пространство заняли Партия регионов (и ее кандидаты), компартия и Медведчук. Да еще попалось несколько билбордов от блока Ющенко, «Удара» и Королевской... Очень уж наглядно.