Римские дороги

Николай СИМОНЕНКО
Какой из римских памятников наиболее значимый? Если говорить о сооружениях римлян, которые служили им очень долгое время и влияли на ход истории, то нельзя не упомянуть римские дороги.

По римским дорогам проходили не только армии и обозы с товарами. По дорогам переносились идеи, творческие замыслы, а также философские и религиозные учения.

За сотни лет римляне построили превосходную сеть дорог общей протяженностью более 80 000 километров. Они простираются по территории, на которой сейчас находится более 30 стран.

Первой важной магистралью, виа публика, была Аппиева дорога. Известная как «царица дорог», она связывала Рим и Брундизий (теперь Бриндизи) — портовый город. Он служил воротами на Восток. Эта дорога получила свое название от имени римского государственного деятеля Аппия Клавдия Слепого. Он начал ее строительство примерно в 312 году до н.э. Две другие дороги — Соляная и фламиниевая — вели из Рима на восток, к Адриатическому морю, откуда открывался путь на Балканский полуостров, а также к Рейну и Дунаю. Аврелиева дорога вела на север, в Галлию и на Перинейский полуостров. А Остийская дорога вела в Остию, порт, из которого римляне отправлялись в Африку и в который оттуда возвращались.

Дороги в жизни обитателей Рима играли важную роль еще до того, как они начали их строить сами. Так, город Рим возник на слиянии дорог возле единственного брода в низовье реки Тибр.

Римские дороги были тщательно спроектированы, прочны, функциональны и красивы. По замыслу римлян, они должны были связывать начальный и конечный пункты по кратчайшему пути. Этим объясняется, почему многие участки дорог были строго прямыми. Однако часто приходилось прокладывать дороги, следуя природному ландшафту. В гористой местности — если это было возможно — строили дороги на солнечных склонах. Такое расположение позволяло легче переносить любые неудобства, которые могли быть вызваны непогодой.

Как же римляне строили дороги? Вначале разрабатывался маршрут. Это задание поручалось тиопографам. Затем легионеры и рабы копали землю. Вырывали две параллельные траншеи. Расстояние между ними было, как минимум, около 2-х метров, но чаще всего — около 4 метров, а на поворотах еще шире. Общая ширина дороги вместе с тропинками для пешеходов, которые располагались по обеим сторонам, могла достигать 10 метров. После этого грунт между траншеями убирали. Достигнув твердых пород, строители заполняли углубление между траншеями тремя или четырьмя слоями разных материалов: вначале большими камнями или булыжниками, затем галькой или плоскими камешками, скрепленными бетоном, а сверху спрессованным гравием или дроблеными камнями.

Особое восхищение вызывала мощеная дорога. Поверхность таких дорог была выложена из больших каменных плит, как правило, скальных пород. Дороги имели выпуклую форму, поэтому дождевая вода стекала на обочины. Благодаря такой форме они были прочными, и некоторые из них сохранились до наших дней. Если на пути встречались естественные препятствия, например реки, тогда строили мосты. Некоторые из них стоят до сих пор.

Купцы и солдаты, проповедники и путешественники, актеры и гладиаторы — все они ходили по этим дорогам. Пешком за день можно было пройти 25-30 километров. Расстояние определяли по мильным столбам. Они находились на расстоянии одной римской мили, которая составляет 1480 метров. Также были места, где путешественники могли отдохнуть, сменить лошадей, купить еду и в каких-то случаях остановиться на ночлег. Позднее некоторые из этих селений превратились в небольшие города.

В начале первого века нашей эры Цезарь август занялся попечением дорог. Он поручил некоторым чиновникам заботиться об одной или нескольких дорогах. На римском форуме он установил «золотой миллиарий», который представляет собой позолоченную колонну с бронзовыми буквами. Эта колонна считалась концом всех дорог Италии. Так появилась пословица «Все дороги ведут в Рим». Август также позаботился, чтобы была выставлена на показ карта дорог его империи.

В те давние времена даже пользовались путеводителями, или картами маршрутов. В них указывалось расстояние между местами для ночлега, предоставляемые там услуги и прочие сведения. Так римские дороги оказались необычными и долговечными памятниками инженерного искусства.



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет