Трагическая гибель корабля «Титаника»
Николай СИМОНЕНКО
15 апреля этого года мир отметил 100 лет со дня гибели корабля «Титаника». По словам Майкла Маккогана, работавшего хранителем Ольстерского музея в Северной Ирландии, «Титаник» стал «самым знаменитым кораблем в истории». Однако он не был единственным в своем роде. Это был второй из трех огромных лайнеров, построенных на судостроительных верфях компании «Харленд энд Вульф» в Белфасте. Первым из этой серии судов был «Олимпик», а последним, третьим «Британик». Длиной 269 метров и шириной 28 метров «Титаник» стал одним из крупнейших лайнеров того времени.
С помощью этих гигантских лайнеров судоходная компания «Уайт Стар Лайн» намеревалась доминировать в водах Северной Атлантики, которую пересекали торговые морские пути. Однако ее суда уступали в скорости более быстроходным судам конкурирующей компании «Кунард Лайн». Вот почему пароходство «Уайт Стар Лайн» решило строить большие по размеру и более комфортабельные лайнеры, которые бы привлекли богатых и знаменитых людей.
Но у «Титаника» подспудно была и другая миссия. В период между 1900 и 1914 годами в Соединенные Штаты ежегодно направлялось около 900000 эмигрантов. Их перевозка из Европы становилась главным источником прибыли для трансатлантических судоходных компаний. Поэтому «Титаник» должен был служить и этой цели.
Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит знал об опасностях, которые несут с собой дрейфующие льды Северной Атлантики. Он часто ходил по этому маршруту на «Олимпике». К тому же ряд предупреждений об айсбергах были посланы «Титанику» с других кораблей, однако некоторые из этих сообщений были проигнорированы или, возможно, не получены.
Впередсмотрящие внезапно заметили айсберг по курсу — но, увы, слишком поздно! Вахтенный штурман успел уклонить корабль от лобового столкновения с ледяной глыбой, которая все же повредила его корпус: своим бортом «Титаник» буквально прогладил один из выступов айсберга. 14 апреля 1912 года, примерно в 23:40 корпус, «Титаника» получил пробоину, в которую сильной струей хлынула океанская вода, затопляя отсеки носовой части судна. Уже скоро стало ясно, что корабль затонет, тогда капитан Смит послал сигналы SOS и приказал расчехлить спасательные шлюпки.
На «Титанике» имелось 16 спасательных шлюпок и четыре дополнительные складные лодки. Их общая вместимость составляла около 1170 человек, в то время, как на борту корабля было более 2200 человек: пассажиров и членов экипажа! Положение усугублялось и тем, что многие лодки отплывали от тонущего корабля загруженные не полностью. К тому же люди в них, в основном, не пытались спасать тех, кто находился в воде. В результате в живых осталось лишь 705 человек! 15 апреля, примерно в 2:20 ночи, «Титаник» тонет, унося с собой жизни более 1500 человек.
Многие годы считалось, что причиной быстрой гибели «Титаника» стала большая пробоина в корпусе, которую он получил при столкновении с айсбергом. Однако в 1985 году, после обнаружения «Титаника» на дне Атлантического океана, исследователи выдвинули другую версию. Согласно ей, ледяная вода вызвала деформацию стали, из которой был изготовлен корпус, что привело к ее хрупкости и ломкости. Вот почему не прошло и трех часов после удара об айсберг, как «Титаник» раскололся на две части и пошел ко дну, увековечив свое крушение как одну из величайших трагедий в истории мореплавания.