Три возраста одной профессии
Оксана БАРКАЛОВА
Ко Дню работников образования мы задали несколько вопросов представителям трех поколений педагогов: хотели ли они стать педагогами, как изменился образовательный процесс, что отличает сегодняшних детей от их предшественников и каковы плюсы и минусы профессии?
Анатолий Степанович Чуприна, 67 лет, бессменный директор ОШ № 12 на протяжении 37 лет (рекорд среди руководителей городского образования), учитель высшей категории, учитель-методист, ветеран труда, отличник образования, обладатель городских и правительственных наград. Себя характеризует как «учитель-любитель и пчеловод-профессионал».
Окончил биофак Донецкого университета (тогда еще — государственного) и аспирантуру при Донецком ботаническом саде. Стаж: учитель биологии с 1972 по 1978 (школы №№ 3 и 7), с 1978 года – директор, сначала 11 школы, затем и по сей день — 12-й (старого здания, а после постройки в 1979 году — нового). Очень дорожит своим «детищем» и готов говорить о нем часами.
Представляете, я всегда хотел быть педагогом. Еще детьми мы играли с сестрой в школу, и вот я стал учителем и директором школы, а она — методистом и заведующей детсадиком. Я собирался преподавать в вузе, но жизнь сложилась так, что меня в Дружковку отправили как отличника учебы. Здесь очень хорошо приняли и достаточно быстро позвали директорствовать.
Образовательный процесс изменился, конечно: в советское время все было строго регламентировано, а сегодня задан творческий вектор. Правда, порой наши учителя творят не от хорошей жизни. Так, если, к примеру, в США, в первую очередь, действуют технологии (мы называем это «методики»), то у нас большую роль играет личностный фактор. Важную роль приобретают способности и возможности самого преподавателя. Наша система не закрепощает человека: мы сами разрабатываем идею, сами изыскиваем резервы и средства, сами думаем, где и как их добыть, сами разрабатываем методы, сами отвечаем за результат. То есть результат обеспечивает не метод, а человек.
Изменились ли дети? Дети как дети… Они всегда — продукт семьи и общества. Меняются семейные и общественные ценности — меняются дети. Одна школа не может обеспечить их всем необходимым для развития и формирования личности.
Плюсы профессии: наша работа очень нужная, творческая, интересная, она обеспечивает будущее общества. Учитель – сам себе творец. Если преподаватель не ушел из школы сразу – то, как правило, он останется надолго. Учительский труд держится на энтузиазме и профессионализме, а работа - затягивает. К сожалению, она неадекватно оплачивается при тех высоких требованиях, которые к ней предъявляют. Судите сами: разница между окладами учителя высшей категории и молодого специалиста минимальная, порядка 600 гривен. Да и не секрет, что сегодня нет очереди из желающих работать в школе. Еще одна проблема - мало мужчин: в моей школе — пять, из них только один не пенсионер. Когда в прошлом веке у американцев количество преподавателей-мужчин стало меньше половины, они объявили это национальным бедствием. А у нас мужчин — мизерное количество, и никакого национального бедствия. Это очень удручает. Женщины, безусловно, выносливее и терпеливее, их психика лабильнее мужской, но женщине приходится разрываться между школой и семьей. Да и вообще сегодня проблема работающих мам очень актуальна. Ведь еще совсем недавно они, в основном, сидели дома и занимались детьми. А сегодня им даже проверить уроки некогда, не говоря уж о полноценном уходе и общении. Поэтому мы учим детей не только предметам, но и адаптироваться к жизни, учим их работать. Ведь не способности, а характер определяют успех!
Ольга Анатольевна Житченко, 51 год, педстаж – 28 лет, окончила Горловский иняз, выпускница 12-й школы. Работала в 12-й школе — 12 лет, в маштехникуме — 13 лет. В 17-й школе — уже 8 лет.
Ее ученица Екатерина Маджар уже второй год побеждает на областной олимпиаде по английскому.
Учителем быть не собиралась, хотя все учителя мне прочили эту профессию. Просто хотела поступать на иняз, работать переводчиком. Но к моменту окончания вуза у меня уже была семья, ребенок – какой уж тут переводчик? Вот и попала по распределению в Дружковку, пришла в родную школу.
Система образования изменилась кардинально, программа очень усложнилась. То, что мы учили в 10 классе, сегодня учат в 7-8-м. Изменились методы, появились проектные технологии (ребята выбирают тему и защищают по ней проект). В США они были уже в 70-80-е годы, а к нам пришли недавно. Стало больше групповой работы, появился интернет, который дает много возможностей для изучения предмета, прослушивания песен и фильмов. Можно принимать участие в конкурсах, которые проводятся через интернет. Лингафонные кабинеты уже ушли в прошлое, а вот мультимедийная доска школе бы не помешала… Раньше не было МАНовских конкурсов (Малая Академия Наук – ред.), а сейчас мы вовсю в них участвуем.
Многое в нашей работе приходит с опытом. С малышами необходимы игровые моменты, просмотр мультиков. Старшие дети сегодня мотивированы – ведь им сдавать ЗНО. Кстати, введение в ЗНО английского языка немного всех подкосило, ведь теперь ускоренными темпами нужно будет усиленно готовиться. И что делать детям, которые вообще не способны к изучению языков? Ведь уже доказано, что за изучение языков в нашем мозгу отвечает особый центр. Это хорошо, что сейчас появился факультатив, на котором мы дополнительно можем подготовиться. Жаль, что часы добавили только полностью украиноязычным школам, это определенная дискриминация. А вот норма деления на группы при изучении английского мешает изучать его полноценно, но деление должно быть обязательно: невозможно дать полноценные знания каждому в большой группе.
Бюрократии много, бумаг заполнять приходится много — и все это очень отвлекает.
В минусах — крайне низкая зарплата при такой загруженности — ведь мы, кроме уроков и мероприятий, после работы продолжаем трудиться, проверять тетради, готовиться к урокам.
Зато среди достоинств профессии — постоянное саморазвитие. Мозги должны все время работать, ведь учитель тоже должен постоянно учиться вместе с детьми. Программа усложняется, а чтобы работать с одаренным ребенком – нужно самому развиваться. Работа педагога — это творчество. Кроме того, ты не стоишь на месте, а все время развиваешься. Мы окружены молодежью – и сами остаемся молодыми.
Дмитрий Александрович Захаров, 26 лет, педстаж – 3 года, окончил биофак Донецкого университета. Работал 2,5 года в школе № 1, сейчас – в школе №7. Выпускник ОШ № 7. Лауреат городского конкурса молодых педагогов «Мій дебют».
Учителем быть не мечтал, но биологом нигде не устроишься, а в армию я не хотел. Поэтому 31 августа пришел в Гороно, и в тот же день меня направили в 1-ю школу. И как-то втянулся, мне понравилось. Оказалось, что это интересно, да и плюсов много: во-первых, ни на одной работе нет такого длинного отпуска — 56 дней, который всегда летом. А если еще и отгулы!.. Работа физически не тяжелая – это не за станком стоять. Рабочий день короткий, хотя и дома нужно готовиться к урокам. А минусы… Мне психологически бывает тяжело, поскольку не всегда знаю, как реагировать в тех или иных ситуациях. Спасает юмор, шутки, я постоянно ищу интересные истории по своему предмету, которыми привлекаю внимание учеников. Но я учусь и уверен: многие вещи придут с опытом. Плюс администрация школы всегда готова помочь. После открытых уроков мне дают очень дельные рекомендации. Кстати, участие в конкурсе здорово помогло: это был очень полезный опыт, Ну, и творческий аспект тоже важен. Все же работа учителя – это творчество.
Еще из минусов — в работе много бюрократии, хотя сегодня компьютеры облегчают процесс ведения документов. Или вводят новые госстандарты в обучении биологи — а учебник на всех не успевают издать (например, сейчас у семиклашек не хватает учебников), приходится выкручиваться. Также идет сокращение предыдущей программы — например, то, что раньше изучали в 10-11 классах, теперь будут изучать за год. И таких нюансов много, когда решение принято, а методы и средства не обеспечены. При этом в современном образовании мне нравится, что оно не ориентирует зубрить и что-то заучивать, а направлено на то, чтобы дети учились находить необходимую информацию. Тут главное — нащупать правильные методы.
Современные дети… Конечно, гаджеты несколько их переориентировали, да и мобильные телефоны на уроках отвлекают. А так, дети как дети — они будут такими же и в 254 веке.