Трудная наука — оставаться человеком

книга

Елена Агапкина-Зенкина

Роман Анны Мороз «В согласии с судьбой» был задуман давно, в девяностые годы: рушилась социально-экономическая система, рушились семьи, шло сражение с временем и обстоятельствами...
Все это происходит параллельно с судьбой героини.

Раиса — девушка из неблагополучной семьи — выходит замуж за любимого человека. Но, избавившись от одного зла, попадает в другое. Муж избивает и унижает ее. Не выдержав, она уходит. Выкарабкивается из сложных обстоятельств. Чтобы преодолеть материальные проблемы, едет в Москву. Живет в согласии с судьбой, и именно судьба вознаграждает ее…
А правда состоит в том, что простым труженикам некуда податься, они вынуждены существовать в условиях «джунглей со снегом». Но когда Родина не может обеспечить нормальное существование, они должны ехать туда, где хоть какую-то работу, но предоставляют. Правда, в этой стране ты уже «чужой»…
В Советском Союзе все народы жили в дружбе и согласии, теперь же широко развилась искусственная идеология со своей теорией, практикой и пропагандой:
— Ты не из России, а значит «чужая». С чужих и спрос другой, и отношение к ним другое…
А россияне что? Они уверены в себе, считают «чужих» дикарями. Надменные, с «загадочной русской волей», как бы говорят: «Учитесь жить у нас». Обложили со всех сторон и учат, учат, всегда недовольные «чужими» и, по большому счету, беспричинно.
Боль за свой народ распирает сердце героини, как и боль за свою несчастно прожитую жизнь.
Конечно, у народа должна быть ответственность — кто б возражал? Но она совершенно другого рода, чем у власти. Рядовой человек, безусловно ответственен за личную судьбу и за исполнение своих человеческих задач. Это не означает «моя хата с краю». Просто за народ несет ответственность (вернее, должна нести) система управления. А у рядового человека нет ничего, кроме рабочего места, если он, конечно, не безработный. Кому дается много, с того и спрос больший. Несопоставимы ответственность власти и народа, особенно если учесть, сколько людей в разное время погибло из-за действий властей, сколько людских судеб сломано… Афганская война, чеченская…
А если касаться семей, они распадались, как скорлупа от каштана. Трудности рушили их, а вернее сказать – незнание как жить дальше, неподготовленность к тому, что происходит со страной.
Надо закрыть глаза, чтобы не дай Бог, не исчезло то, что пришло всего на один миг. Ох, эта женская доля, где горести нужно пережить, как насморк! Когда надо плакать — смеяться, а когда радоваться — плакать», — пишет автор книги.
Рая прошла через муки семейной жизни, и она не единственная, кто испытал это на себе. Но система тоже подлила свою ложку дегтя.
Люди всегда слабее системы, когда они разъединены. В обществе, где правит закон «разделяй и властвуй», им принадлежит «почетная» функция пешек в руках властителей. Им трудно сохранять человеческие качества в бесчеловечных условиях.
Анна Мороз пишет о безработице и бездомных, о бомжах и молодежи, которая вообще «слетела с катушек». Причиной автор видит совершенно позорную для государства искусственно созданную нищету. Отколупывать от себя струпья бывшей ненавистной системы, чтобы нарастить струпья новой.
«Распадались семьи, появилось больше бомжей, бездомных детей и алкоголиков. Слабые спивались или уходили из жизни неестественным путем», — пишет она.
Добро и зло поменялись ролями. Добро стало смешным и немодным. Зло преподносится как нечто естественное и необходимое. Добро теряет доверие, когда зло обретает несокрушимое алиби. Новый мир, получивший название «постмодерн», отмечает склонность к отрицанию и разрушению.
Автор романа «В согласии с судьбой» пишет о ценностях души, которые почему-то обесценились.
Сейчас человек отрекается от того, что еще недавно считалось святым, и отрекается не потому, что святое вдруг обернулось своей противоположностью, а потому, что, отрекшись, он оказывается в более выгодном и удобном положении. И пусть многие назовут это предательством, но кто они сами?
С людьми происходит что-то необратимое — распространяется типаж, который знает только свои права и существует по законам своего удобства. Доходит до того, что человек сам не в силах разобраться, предал он или нет…
«Говорят, чем приобретать новое зло, лучше уж бороться со старым». Но Рая хотела приобретать и не хотела бороться — у нее уже не было сил. И видя своего бывшего, ничего к нему не испытывала, ее душа не сдвигалась ни на сотую долю сантиметра. То, что раньше ворочалось, как глыба глины, сейчас перетерлось в песок, а то, что горело, снизошло до серого пепла… Ничего, ничего не осталось», — это А.Мороз пишет о семье... И дальше — развод, предательство или все-таки нет?
«Раиса уже не плакала, думала о детях: где они, с кем? Что же она наделала? Как могла? Ощущала себя тараканом, над которым навис ботинок. И чем же она сейчас отличается от Гриши? Два подлеца, вернее подлец и подлючка — он предал ее и детей, а она — детей».
По мнению героини, она, действительно, совершила предательство по отношению к детям.
«Женщина не горевала о том, что не может остаться в Москве навсегда, ей это не надо, ее близкие, ее дети жили в Украине, там ее Родина». То есть предательства к Родине в том, что работала в другой стране, женщина не чувствовала».
Любой выбор несовместим с обычной, размеренной жизнью, любой выбор — слишком тяжелая ноша, которая едва ли по плечу героине романа. И ношу эту взвалили на плечи Раисы ее муж Григорий и сам строй, в котором она жила. Женщина смотрит на происходящее в семье, в стране глазами многих людей, которые ее окружают. И понимает, что: «Никакие мы не творцы своего счастья, это нам не дано, — думала Рая. — Мы просто причаливаем к берегу, к которому нас несет, всегда выбирает то, что требует от нас меньше усилий, и готовы постоять даже в очереди. Выходит, Рая — не творец своего счастья. На ее лбу незримо написано: «Не пей из копытца — козленочком станешь», но это для других, нам наплевать на это предупреждение, премся напролом туда, куда не надо, а потом сами же страдаем».
В меняющемся, выворачивающемся наизнанку мире героиня произведения чувствует себя неуютно. И зачастую, будучи не в силах прижиться в нем, задает вопросы: как и зачем жить дальше, если «жизнь — рулетка и по сценарию «режиссера» жизни будет все так, как он поставил, а не иначе, и остается только смириться и не мешать осуществлять то, что уже распределено по ролям, разложено по полочкам и ждет своего исполнения? Это немного царапает сердце, но в то же время успокаивает».
Роман «В согласии с судьбой» оказался актуальным сейчас. Эта проза — не просто плач по судьбе несчастной женщины, преодолевающей трудности самостоятельно и не задумывающейся о своей силе и воле, не просто исследование жизни страны и времени. Это размышление о месте нашей цивилизации в эпоху крушения одной системы ценностей и становления другой. Когда забыли, что человек — образ Божий, разумное существо. Увы, «Человек» — больше не звучит гордо…
Роман Анны Мороз — призыв к сохранению человечности, призыв оставаться людьми независимо от каких-либо перемен в обществе.



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет