Творчество и профессионализм — основа успешного ведения современного бизнеса
Александр БЫВШЕВ, к.т.н., профессор МАУП
В условиях глобальной конкуренции, напряженных отношений между государствами, периодическими экономическими кризисами, современный успешный бизнес может быть реализован только при наличии руководителей с панорамным мышлением, работников творческого отношения к делу и высокого уровня их профессионализма.
С учетом особенности и самой сущности конкуренции на мировом рынке установлено, что она происходит на уровне идей, знаний, информации и IT технологий. Успех становится возможным только за счет направления интеллектуального потенциала организации на повышение уровня ее конкурентоспособности.
Творчество — это двигатель человеческого развития, не будь его, мы остались бы первобытными людьми. Без творчества не будет любви к своему делу, а она самая ценная для профессионального роста работника. И очень важно, что в творчестве личность человека изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все иные формы самореализации выглядят менее значительными.
Двадцать первый век «открыл» возможность творчества во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке. Основным критерием творчества стала новизна, а под понятием «творчество» обозначили не только мыслительный процесс в сознании человека, но и результаты этого процесса.
Психологами были определены несколько специфических подходов к творчеству, в которых даются обоснования критериев, влияющих на творческий потенциал личности. Что же делает человека творческим? Интеллект? Интуиция? Оригинальность? Способность к чередованию анализа и синтеза? Единого мнения на этот счет пока нет, но все же при различных подходах креативность (от латинского — kreation — творю), по мнению многих исследователей, в основном зависит от проявления воображения, оригинальности, изобретательности, от нахождения новых способов использования объектов и новых проблем, от применения результатов информации прошлого опыта в текущей ситуации.
Заслуживает внимания сформировавшаяся недавно американская психология, которая связывает творчество с самореализацией — глубинным стремлением человека раскрыть свою неповторимую индивидуальность и все лучшее (оригинальное, не типичное), что в нем заложено природой. Этот факт можно было наблюдать в недавно прошедшем процессе выборов президента США. Несколько отличным в суждениях является гуманистическое направление, где считается, что стремление к реализации своих возможностей присуще каждому человеку и тот, кто в полной мере сумел само- актуализироваться, становится творческим, но при этом отмечается, что между одаренностью самоактуализирующихся и одаренностью особых талантов есть различие. Творчество же, сочетающее процессы обоих типов, носит название «интегрированное творчество».
Применительно к современному развитию экономики, бизнеса, творческого человека можно охарактеризовать следующим образом. Это человек, который связан со способностью добраться до сути вопроса, обобщить информацию и найти решение. Для него всегда будут иметь значение такие вопросы как: «Видят ли мои творческие возможности?», «Совершенствуются ли мои творческие возможности?», «Не растрачиваются ли мои творческие возможности зря?», «Как они реализуются на практике и с какой эффективностью?».
Творческие люди, в большинстве своем, имеют особую черту характера — видеть себя независимыми в своих суждениях, что часто порождает конфликтные ситуации с их начальниками, поэтому управлять творческими людьми означает: обеспечить их такими задачами, которые совпадают с их стремлениями, их талант хочет быть частью большой цели, но в рамках командной работы и существующего в организации регламента. Поэтому процесс управления — это постоянный поиск равновесия, бесконечный процесс совершенствования, который получил в японских системах организации бизнеса название «кайдзен».
Творческий человек важен и дефицитен, поэтому и дорог, а если образно выразить ключ к успешному бизнесу, то это выглядит так: мышцы современного бизнеса — это технические средства по передаче информации, кровь бизнеса — это циркулирующая в ней информация, финансы, материальные ресурсы, а ум и сердце эффективного бизнеса — это креативный менеджмент, творческие люди, способные производить новые идеи. Главный же вопрос заключается в том, как превратить творческую работу в бизнес-процесс и только тогда успехи организации будут зависеть не от удачи, а от регламентированной деятельности организации и процессного управления ею.
Быть творческим человеком — значит постоянно учиться и самосовершенствоваться. К сожалению, в бизнесе вопросы получения прибыли намного приоритетнее обучения. Не многие менеджеры понимают, что хорошо организованное обучение сотрудников способствует формированию у них активного склада ума, они всегда тщательно обдумывают эффективность своего труда, постоянно стремятся к самосовершенствованию. Используя их профессиональный опыт плюс творческие способности, можно строить надежную последовательную модель дальнейших действий при различных проблемных ситуациях.
Только в том случае, когда мы сможем рассчитывать на максимальное использование творческого потенциала и высокого уровня профессионализма людей, работающих в малом и среднем бизнесе, наша страна станет социально конкурентоспособной на мировой арене развивающихся стран.