В картинах художника – малая родина


Наталья Скрипниченко
Каждая картина имеет свою историю, прообразы, загадку, иногда даже тайну. Часто мы о них не знаем, порой ­ даже не догадываемся о многих фактах. Сегодня, в канун 90­-летия со дня рождения известного художника, нашего земляка В.Сахненко, я  открыла для себя заново некоторые из его полотен.

Перед смертью Виктор Иванович завещал большую часть своих произведений родному городу.  В Дружковском городском историко-художественном музее основу художественного отдела составляет коллекция живописи и графики этого художника. Но из всех многочисленных поражающих воображение картин Сахненко мне больше всего близки довольно простые «У школы» и пейзаж Донецка, которые я увидела в частной коллекции.

Я смотрю на них с теплыми нотками светлой ностальгии и чувствую  запах клёнов и тополей,  вижу до боли знакомые с детства уголки природы, слышу голоса друзей...

В  этих картинах Сахненко  не просто пейзаж, а свой особенный сюжет! Картины полны света и добра. У героев добрые и открытые лица.

Какая продуманная до мелочей композиция! Истинная красота сама по себе вдруг рождается из сочетаний элементов. Это легкий осенний дождик в осеннем сквере возле поселковой школы, это лучи солнца, что запутались в листве, это меланхоличные прохожие, гуляющие по площади, это разноцветные крыши домов и разнообразие фасадов, в рассвете проступают там и тут очертания терриконов, курящихся как вулканы, чувствуется такой пикантный запах уголька, кажущийся родным и теплым, как в детстве. Это размеренное течение городского времени...

Из биографии художника известно, что живя на Донетчине, В.Сахненко проявлял неподдельный интерес к работникам индустриального края. Об этом говорят его индустриальные пейзажи «Шахта имени Горького», «На шахте» и др. (эти произведения есть в собрании музея). Они полны света и живости, динамики, но не суетливости и беспокойства, а радости и счастья труда горожан,  их бытия.

Хотя творчество Сахненко носило бытовой характер (никогда не воспевал идеологию), в который раз убеждаюсь, что время художника, люди, его окружающие, события, происходящие в обществе, – всё это непосредственно влияет на его творчество, отражается в произведениях. Живопись Сахненко  соединяет в себе социалистический реализм, импрессионизм и романтическое направление. В его работах прослеживаются мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с убыстряющимся темпом современной жизни. Использование ярких красок порождает энтузиазм,  веру в светлое будущее.

От этих картин исходит спокойная радость, которая вовлекает в свою ауру зрителя, художник как бы заставляет жизнь заговорить на холстах: открытое звучание линии и пятен чистой краски, нестереометрическое построение пространства, включение предмета и среды в единую живописную массу. Объёмы передаются не только контрастом света и тени, но и расположением мазков, нюансировкой тонов, искусным сопоставлением красок. Свободные мазки, разнообразно положенные, лёгкие, мягкие, различной величины, формы, плотности – это воспроизведение материального многообразия действительности.

Цвет не накладывается на форму, а создаёт её, становится элементом композиции. Лицо, фигуры, предметы – всё как бы рождается из красочной массы.

Любовь Карпикова, научный сотрудник Дружковского, историко-художественного музея писала, что «В.Сахненко был непревзойдённым колористом. Цвет и композиция – это  основные средства его изобразительного языка. Для Сахненко краска настолько благородный материал, что он не превращает её лишь в средство, подспорье: существует некая автономность краски на его холстах. Причём цвет у В.Сахненко – это активный элемент композиции: это не локальная окраска предмета, а единство красочных оттенков. Цвет несёт в себе не только большой эмоциональный заряд, а и все оттенки устремлений автора, его мыслей. В колорите материализуется осознание огромного и сложного мира человека, вещей, природы.» И это действительно так.

У  Виктора Сахненко просветлённая, солнечная палитра. Свет в его  картинах  – проводник ритма и тока жизни, претворяет композицию  в мир чистой поэзии. Его полотна напоминают глубокие лирические высказывания, подобные стихотворным.

Там, где солнце

                         щедро светит,

Где шахтерские края,

Там единственный на свете -

Мой Донецк, судьба моя.

О тебе пою влюбленно,

Город юности моей,

Город синих терриконов,

Город звонких тополей.

Мне кажется, что художник любил сидеть у открытого окна и любоваться знакомым пейзажем: слева виден уголок парка со «звонкими» тополями, прямо взору открывается городская суета, на горизонте полоса всё тех же «синих» терриконов, тянет прохладой с Кальмиуса и соловьи заливаются всю июньскую ночь. Именно таким изображён на картине город, в котором навсегда останется частица сердца художника.

А вот виднеется угол родной школы. Школьная осень уносится на своих желтых и коричневых листьях в глубь знакомой с детства аллеи. Светящийся, солнечный фон прибавляет радости, свежести. Он так неотъемлемо сочетается с молодостью.

Я думаю, Сахненко пытался охватить мир, увиденный под особым углом, а точнее под несколькими углами сразу. Разные плоскости и перспективы соединены вместе в едином колорите и размере. Неясные цветовые пятна, недосказанные силуэты и рядом реальные виды, конкретные сюжеты.

Художник, мне кажется, пытался в своих картинах отобрать и сочленить похожее, но разное. В его произведениях  сквозь черты конкретной местности проступает синтетический образ Родины.



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет