Юбилей машзавода

Начало истории предприятия, вошедшего в состав Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производства, 29 апреля 1893 года. В этот день на берегу Кривого Торца в Дружковке был заложен чугунолитейный и сталелитейный завод, которому уже тогда прочили большое будущее. По воспоминаниям бывшего слесаря­-котельщика С. П. Андреева, принимавшего участие в строительстве, в Дружковку на тройках пожаловали духовенство из Святогорского монастыря, пристав с земским начальником, местные помещики, бакалейщики. Чуть позже явились директор будущего завода акционер Карл Паскье и его партнеры. Слышалась нерусская речь. Настоятель Святогорской обители отец Антоний отслужил молебен, освятил место. Затем начались тяжелые будни строителей.

Гонимые нуждой воронежские, полтавские, харьковские, орловские, курские, смоленские пришлые люди, местные разорившиеся крестьяне за мизерную плату выполняли самую тяжелую работу: рыли котлованы, таскали кирпич, по колено в воде бутили топкие берега. Артели грабарей, каменотесов, плотников, кровельщиков, землекопов возводили заводские корпуса. Скученность работников и техническая безграмотность подрядчиков часто приводили к неразберихе.

При возведении производственных корпусов, домны, кауперов, коксовых печей использовались в основном местные материалы, пески и огнеупорные глины. Коксовые печи были пущены в феврале 1894 года, в мае повеяло жаром от шихты для выплавки: появилась первая доменная печь. К1895 году было выплавлено уже 2 млн пудов чугуна. Завод занял свое место в промышленном развитии Донбасса. Через год, в мае 1896 года, введено в строй рельсопрокатное отделение. На территории завода строились каменные дома для руководства. Сохранилось ходатайство за подписью министра земледелия и государственного имущества А. Ермолова от 9 октября 1895 года Его Императорскому Величеству: «За активное участие в строительстве Дружковского чугуноплавильного рельсопрокатного завода, за применение автоматических приборов на этом заводе, благодаря чему рабочими на этом заводе могут быть даже очень малоопытные, ходатайствую о награждении французских граждан, горных инженеров».

В 1897 году начала работать вторая доменная печь. К 1898 году завод вышел на изготовление свыше 3 млн 700 тыс. пудов рельсов. В этом же году сахарно-рафинадный завод Борисовских (работал с 1881 года) перепрофилировали в вагоностроительные и кузнечные мастерские, оснастили оборудованием, однако на серьезный уровень предприятие не вышло. Хозяева — Торецкое сталелитейное и механическое анонимное общество — делали ставку на небольшие заказы, будучи не в силах соперничать с крупными предприятиями вагоностроения.

Первым директором Торецкого сталелитейного и механического завода был бельгиец Эрнест Сервэ.

Почему именно в Дружковке решено было построить сталелитейный завод? Немалую роль в этом сыграло удачное географическое положение Дружковки и наличие железной дороги, связывающей ее с другими территориями страны. Кроме того, геологи обнаружили здесь залежи каменного угля, кварцевого и строительного песка, желтой охры, ценных глин. Исследователь Е. И. Рагозин в книге «Железо и уголь на Юге России» (1895) представил краткую историю развития чугуноплавильных заводов на территории нынешней Украины. Вот что он пишет о появлении Дружковского завода:

«Ближайший к Юзовке следующий завод 3-й группы Дружковский, находящийся тоже в Екатеринославской губернии, начал строиться лишь в 1893 году и зажег свою первую домну 12 мая 1894 года.

Донецкое общество, учрежденное в Париже 5 июля 1891 года, приобрело сначала 300 десятин земли около Константиновки и, по выяснении недостатка в воде, купило еще 776 десятин из бывшего имения Борисовского и прилегающие к нему 400 десятин с протекающей по этой земле речкой Кривой Торец, для запруды которой потребовалось приобрести еще 150 десятин у Адельмана, имевшего на продолжении этой речки мельницу.

Первоначальный капитал общества 6 миллионов франков увеличен в 1894 году до 10 миллионов франков.

Во время моего пребывания на Дружковском заводе на нем работала только одна домна шотландской системы на колоннах с горном, свободно стоящим и опирающимся на накрест лежащие тавровые балки. Производительность домны — 150 т в сутки. Колошник домны сделан закрытым, улавливание газов — боковое, а очистка их в двух газоочистителях большого объема. Газопроводы все трубчатые и наружные, воздухонагревательные приборы системы Каугирса числом четыре. Котлы двойные корнваллийской системы нагреваются газами от домны. Дымовая труба одна, общая высота 80 метров. Литейный двор стоит отдельно от печи и соединяется с нею мостом. Водоснабжение проведено от р. Кривой Торец, на которой построена плотина для скопа воды.

В дальнейшем имеется в виду постепенно увеличивать число домен и установить на заводе все отрасли железного производства, кроме пудлингования, так как все железные изделия и даже кровельные листы предполагается изготовлять исключительно из литого железа.

Во главе дела стоит французский инженер Юп. Флето, доменным производством заведует французский инженер Барраль, помощник его русский горный инженер г. Пащенко, сталелитейной управляет бельгийский инженер Лятенис, а прокатною с отделкой рельсов заведует русский горный инженер г. Штельбринк.

Я застал в заводе 1970рабочих, из которых 1300 человек заняты были исключительно на постройках ввиду спешности исполнения взятого заводом заказа 6 миллионов пудов рельсов по средней цене 1 р. 55 к. за пуд, по 2 миллиона в год с обязательством начать их поставку в 1895 году, и необходимости в летнее время окончить постройку домов для рабочих, помещенных во временных шалашах и частью в домах, купленных вместе с землей Борисовского, но слишком удаленных от завода. При заводе устроена аптека и больница на 15 кроватей с одним врачом и двумя фельдшерами, а также открыта начальная школа».

(Из книги  Владимира Вербиченко «Жизнь замечательных заводов»)



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...