Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»

От редакции. Предоставляем вниманию читателей некоторые положения Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», с которыми были ознакомлены участники аппаратного совещания в исполкоме 14 октября.
Следует отметить, что круг лиц, подпадающих под действия данного Закона, касается работников не только местного самоуправления, но и правоохранительных органов, государственных учреждений, народных депутатов и др.

Настоящий Закон определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения нанесенного в результате совершения коррупционных правонарушений ущерба, восстановления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства.
1. Субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, в частности:
— депутаты местных советов;
— государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
2) лица, которые для целей настоящего Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления:
— должностные лица юридических лиц публичного права.
К юридическим лицам публичного права относятся юридические лица, которые создаются на основании распорядительного акта Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления, в частности, к ним относятся коммунальные предприятия и учреждения.
3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с законом;
4) должностные лица и работники юридических лиц — в случае получения ими неправомерной выгоды или получения от них лицами, находящимися на государственной службе или при участии этих лиц другими лицами, неправомерной выгоды;
5) физические лица – в случае получения от них вышеуказанными лицами или при участии этих лиц другими способами неправомерной выгоды.

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

I. Ограничения по использованию служебного положения — запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц, в том числе:
1) неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства и средства местного бюджета);
2) неправомерно способствовать назначению на должность лица;
3) неправомерно вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления или должностных лиц;
4) неправомерно отдавать предпочтение физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, утверждением (согласованием) выводов.
II. Ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, запрещается:
1) заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики из спорта), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;
2) входить в состав органа управления, других исполнительных или контрольных органов, или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине, и представляют интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного организации), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.
Ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности не распространяются на депутатов местных советов (кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе).
III. Ограничения относительно получения подарков (пожертвований) – запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки (пожертвования) от юридических или физических лиц:
1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, которые принимаются, совершаются как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами;
2) если лицо, которое дарит (осуществляет) подарок (пожертвование), находится в подчинении такого лица.
Могут приниматься подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвованиям, кроме вышеуказанных случаев, если стоимость таких подарков (пожертвований) не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия подарка (пожертвования), однократно, а совокупная стоимость таких подарков (пожертвований), полученных из одного источника на протяжении года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Ограничения относительно стоимости подарков (пожертвований) не распространяются на подарки (пожертвования), которые дарятся (осуществляются) близкими лицами или получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, выигрыши, призы, премии, бонусы.
IV. Ограничения относительно работы близких лиц — запрещается иметь в непосредственном подчинении близких лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким лицам.
Лица, которые претендуют на занятие должностей в государственных органах либо органах местного самоуправления обязаны уведомить руководство органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких ему лицах.
В случае возникновения вышеуказаных обстоятельств, нарушающих требования настоящего Закона, соответствующие лица и близкие им лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок.
Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок с момента возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую непосредственное подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в непосредственном подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Субъекты декларирования, обязаны ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, предусмотренной настоящим Законом
Субъекты декларирования — лица, уполномоченные на выполнение функций государства и местного самоуправления (в частности депутаты городских советов, госслужащие, должностные лица местного самоуправления), а также должностные лица юридических лиц публичного права, которые не указаны в п.1 ч.1 ст.4 Закона (в частности, должностные лица коммунальных предприятий и учреждений).
Информация, указанная в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год городского головы и его заместителей, руководителей исполнительных органов городского совета и их заместителей, секретаря городского совета, подлежит обнародованию в течение 30 дней со дня их подачи путем размещения на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления на срок не менее одного года.
Р.Н. Немиш, заведующий сектором по юридическим вопросам



Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (Нет оценок) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Комментариев еще нет