Зеленая аптека Дружковки
Николай ШВЕЦ, учитель географии УВК № 14, краевед
Уважаемые читатели! Вам, конечно же, не один десяток раз приходилось видеть одно из интереснейших растений нашей местности, а именно – вербу белую. В народе ее отождествляют с ивой, хотя это и не совсем правильно с точки зрения ботаники и систематики растений вообще.
В молодом возрасте она похожа на кустарник, но на самом деле это дерево. Достигая полного расцвета своего возраста, верба может быть высотой до 25 – 30 метров. Крона у нее развесистая, шикарная. Гибкие длинные ветви вербы плавно и красиво сгибаются до самой земли, что придает ей особую прелесть внешнего вида и грациозность. Особенно красивы вербы над прудом или речкой, озером. В их окаймлении пруд кажется волшебным оком неба и земли, особенно тихим ранним утром или вечером да еще в тумане!
Русское название дерева – верба (ива)белая, украинское – верба біла, латинское – Salix alba. Считается, что слово «верба» имеет в своей основе древнеславянский корень «вить», «вертеть». На старославянском языке оно звучит как «вьрба». Так же оно произносится и на болгарском, сербохорватском, чешском, словацком, польском и лужицком языках. В народе ее еще называют: ива белая, ветла, ракита. Кроме вербы белой в мире насчитывается еще 170 видов ив. В нашей местности встретить вербу можно в поймах рек, вдоль дорог, у домов, по опушкам байрачного леса на плодородных влажных почвах.
В Греции верба была посвящена богине привидений и колдовства Гекате, а также царице богов – могучей Гере. Ее плакучие формы были символом печали и горя. В погребальных кострах древнего Египта вместе с дубом и орешником сжигалась и верба (ива). Это означало власть, мудрость и очарование умершего человека. У нашего народа существует такая пословица: «Без верби і калини нема України!». И тем не менее верба по народным поверьям (сколько бы о ней ни было сложено сказок, поверий и поговорок) относится к проклятым Богом деревьям. Согласно легендам о вербе, мучители Христа делали из нее штыри для скрепления отдельных частей креста, на котором он был распят. За это вербу точат черви, а в сухой вербе сидят черти. Есть даже такая пословица у нашего народа: «Влюбился, как черт в сухую вербу!».
В христианской религии праздник Вербного Воскресенья – один из важнейших в церковном календаре. Он относится к числу 12 самых значительных праздников православной церкви и всегда приходится на воскресенье, предшествующее Пасхе. Посвящается этот праздник событию евангелической истории – въезду Христа в Иерусалим. Жители города приветствовали Христа, бросая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси к этому времени распускалась верба(ива), но так как на ее территории пальм не было, стали использовать длинные зеленые ветви вербы, напоминавшие своим внешним видом пальмовую ветвь.
Считается, что верба обладает сильными магическими свойствами: охраняет от злых духов, бед и всяческих несчастий. Поэтому освященные ветви вербы мы до сих пор храним в своих домах в течение года. Иногда ее сережки едят вместе с кашей. В народной культуре верба являлась деревом, символизирующим быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. В дни, когда распускалась верба, наши предки, славяне-язычники, праздновали торжество весеннего солнца и просыпавшейся от зимней спячки природы. Так что ветка вербы, с пушистыми комочками ее цветов, обычай древний. Именно верба символизирует древнеславянского языческого Бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки вербы сажали во дворах. Кроме того, у нашего народа (как и у всех восточных славян) до сих пор существует древний обычай стегать друг друга (не больно, шутя) веткой освященной в церкви вербы, приговаривая: «Не я б’ю, верба б’є! Вже недалеко красне яєчко!». Считалось, что этим самым веточка вербы способствовала укреплению здоровья того, кого бьют. Затем эту веточку вербы втыкали в поле, бросали в пруд, прятали за иконы, веря, что она принесет в дом счастье, здоровье, достаток, новое напольное покрытие и благополучие. Стегали этой веточкой и приболевших или больных людей, родственников, домашний скот, опять-таки считая, что это избавит их от недуга на протяжении всего года.
Наши предки верили, что веточка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а брошенная в огонь – усмиряет его. Посаженная в поле веточка освященной вербы оберегает посевы. Так, например, наши соседи белорусы во время грозы до сих пор еще в селах ставят на подоконник пучок освященной вербы, чтобы не пошел град и не побил посевы. В Карпатах ее жгли в печках при грозе, «чтобы дым отвел грозу, а дьявол при этом не спрятался в трубе».
Аналогичные действия производили и чехи, и словаки, и южные славяне (сербы, хорваты). Сербы и поляки делали из освященной вербы кресты и втыкали их в пахотную землю для защиты будущего урожая от града и грозы. Без освященной веточки вербы не обходился и первый выгон скота в поле, а также первая пахота. При переходе из старого дома в новый половину веточек освященной вербы оставляли в старом жилище, а вторую половину переносили в новое. У всех славян верба до сих пор считается сильным целительным средством. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, чтобы не болела спина. Белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили его при больном горле, желудке, лихорадке, а также применяли его для примочек от опухолей и ушибов. Сербы даже пили чай, заваренный на веточках освященной вербы. У поляков больной «передавал» свою болезнь вербе следующим образом: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и тем же перевяслом опоясывал ее. Считалось, что верба будто бы забирала при этом его болезнь себе.
В народной медицине применение препаратов из вербы имеет огромное значение и практику, проверенную не менее тысячи лет. Они оказывают противовоспалительное, диуретическое, жаропонижающее, дезинфицирующее, кровоостанавливающее, вяжущее, успокаивающее, ранозаживляющее, желчегонное и противоревматическое действие. Так, например, при лихорадке применяется отвар из коры вербы (ивы): 1 столовая ложка сырья заваривается стаканом кипятка, кипятится несколько минут на малом огне и принимается по 1 чайной ложке 3 раза в день. Крепким и горьким отваром из коры вербы лечат малярию: 1 ч. л. сырья заливается стаканом кипятка, варится на слабом огне, пока не выкипит одна четвертая часть воды. Затем все это настаивается до утра. Утром отвар надо выпить натощак сразу после пробуждения, добавив по вкусу сахар или мед. При расстройствах желудка применяется отвар из очень сухой коры вербы (ивы): кору смешивают в равных частях (по 1 ст. л.) с сухими ягодами малины, цветками липы, листьями подбела, семенами аниса, заваривают 2 ч.л. смеси стаканом кипятка и пьют в теплом виде как чай. При ревматизме и заболеваниях суставов: 1 ст. л. измельченной коры вербы (ивы) заливают в эмалированной посуде стаканом кипятка и варят на водяной бане 30 минут. Затем раствор процеживают еще горячим, доливают в него кипяченой воды до первоначального объема, и принимают по 3-5 раз в день по 1 ст. л. За 30 минут до еды. При дизентерии, желудочно-кишечных кровотечениях, энтероколитах и гастритах отвар готовят так: заливают 1 ст. л. сырья (измельченной коры вербы) заливают стаканом кипятка и кипятят 30 минут. Затем отвар процеживают, доливают кипятком до прежнего объема и принимают по 1 ст. л. до еды 4 раза в день. Такой же отвар, но по 2 ст. л. , принимают при плеврите. При заболеваниях эндокринной системы и обильных месячных этот же отвар пьют по 1-2 ст. л. 3-4 раза в день. Можно принимать этот отвар и при пониженном давлении крови, как тонизирующее средство. Им же полощут горло и рот при ангинах и стоматитах.
Свежий сок коры вербы (ивы) можно применить в домашней косметологии: он лечит воспаления кожи, разглаживает мелкие морщинки и снимает красноту. Свежую кору измельчают, отжимают из нее немного сока, смачивают в нем салфетку и кладут ее на лицо. Перхоть, зуд и выпадение волос тоже лечат отваром коры вербы (ивы) и корня лопуха. Измельченное сырье берут в равных долях (по 2 ст. л.), заливают кипяченой водой (1 л), варят 30 минут на малом огне, настаивают и используют для мытья головы, а также в качестве ополаскивателя. Для того, чтобы свести бородавки на теле, надо сжечь несколько веточек вербы (ивы), смешать образовавшуюся золу со столовым уксусом, чтобы образовалась кашица. Затем эту кашицу надо нанести на бородавки до тех пор, пока они не исчезнут. Чтобы размягчить мозоли на ногах, надо приложить свежие листья вербы (ивы), а потом распарить их и постепенно удалить мозоли специальной жесткой щеточкой или пемзой.
НЕ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ препараты вербы белой при беременности, а также в их сочетании с некоторыми видами лекарств: аминокислотами, синтетическими витаминами, анатцидами, препаратами от кашля и простуды, слабительными средствами и аспирином.
Будьте здоровы!