Зеленая аптека Дружковки
Николай Швец, учитель географии УВК № 14, краевед
Глядя в прошлое,
обнажите головы;
Глядя в будущее,
засучите рукава.
Б. Шоу
Еще в Киевской Руси, как и у других народов, целебные свойства растений были известны с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в то время на Руси, придавало лечению сверхъестественный характер. Ремесло врачевания окружалось таинственностью, и травам приписывались магические свойства. Но за много веков спустя все это както порастерялось, позабылось. Вот и приходится сегодня вспоминать, искать, экспериментировать в лабораториях.
Растет по сорным местам вокруг Дружковки, по лесополосам, по заброшенным местам, на улицах, пустырях, мусорных кучах, вблизи построек, во дворах, у скотных сараев, на выгонах, у дорог, на огородах и полях такое удивительное растение, как белена черная. Ее латинское название Hyoscyami folium (ранее – Folia Hyoscyami), украинское блекота чорна. В народе это очень опасное для здоровья человека растение называют поразному: ядовитый табак, бобы Юпитера, трава блекота, короста, «око дьявола», дурника, бешеная блекота, бесиво, бешеница, горлачики, дурьтрава, куриная слепота, немица, одурь, собачий мак, люлюх и т. д. Больших зарослей не образует, растет в большинстве своем рассеянно или небольшими группами. Считается сорняком и при том очень опасна для всего живого. Свое научное название белена получила от двух греческих слов, которые в переводе означают «свиной боб». Оно встречается уже у древнегреческих и латинских авторов. Древнегреческий писатель Элиан (II в. н. э.) рассказывает о ней так: «Дикие свиньи не чужды искусства врачевать болезни. Нечаянно съев белены и отравившись, они сначала поджимают задние ноги, а когда начинаются судороги, идут к воде и охотятся на раков, которых с жадностью пожирают. Раки служат лекарством от этого недуга и излечивают его». Название «белена» одинаково звучит на всех славянских языках и очень созвучно древнеанглийскому и древненемецкому. Лингвисты считают это слово примером древнеевропейского названия. Более 1000 лет тому назад всемирно известный врач Авиценна писал о ней так: «Белена – яд, который причиняет умопомешательство, лишает памяти и вызывает удушье и бесноватость». Свойство белены вызывать галлюцинации использовалось и в средние века в составе «мази ведьм», куда она входила вместе с экстрактом плодов красавки. Если ее нанести на кожу человека, она вызывает бурные и яркие галлюцинации. При этом женщинам казалось, что они летают по воздуху, танцуют, принимают участие в ведьмовском шабаше.
У древних народов Прибалтики (балтов) была особая группа воинов – слуг богаволка, которые шли в бой с врагом, выпив напиток белены. Во время сражения, как свидетельствуют многие летописи и сказания этих народов, такие воины, испытывая галлюцинации, считали себя настоящими волками. По преданиям, воиныволки были так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали своих врагов собственными щитами.
Легенды разных народов гласят, что если съесть любую часть белены, особенно корень, то в результате наступит бесплодие, помешательство или глубокий транс, из которого с большим трудом удается выйти. Наверное, из всего последнего следует валлийское поверье о том, что, если ребенок уснет возле растущей белены, то он уже не проснется. В древнерусской мифологии были два бога: Люб – духхранитель брачного ложа, который являлся порой людям в виде большеухого златовласого кота, и Нелюб – антипод Люба – черный, злобный кот с веткой белены в хищной пасти. В древних русских травниках говорится о том, что, если человек надышался дымом семян белены, то его охватывает сильное головокружение, и он теряет рассудок. По древнерусской мифологии, белена – растение Ярилы, бога буйной, весенней, мужской оплодотворяющей силы природы.
Все части растения белены очень ядовиты. Эти свойства сохраняются даже у хорошо высушенных и даже у вареных или печеных растений. Фармакологи, врачи и знахари считают особенно опасными семена белены, которые по своему внешнему виду ничем не отличаются от семян мака и поэтому часто обманывают детей. Вот что писал доктор Маттиоли об этих отравлениях: «Дети, белены объевшись, в такое сумасбродство впадают, что родичи их, причины не ведая, козней злых духов страшиться станут…». Всем нам издавна известна народная поговорка «белены объелся», употребляемая при появлении симптомов, сходных с умопомешательством. В средние века семена белены широко применялись в Германии для усиления опьяняющего действия напитков. Названия многих немецких городов происходят от слова «белзен» белена. Отсюда же происходит и название «Пльзеньское пиво», выпускаемое в Чехии и так страстно любимое европейцами. Но случаи отравления пивом с беленой были так многочисленны, что правительство издало специальное постановление, запрещающее добавлять к пиву семена белены. Так что в современном пльзеньском пиве уже давно нет доавок семян белены. Пейте на здоровье!
Белена – двухлетнее растение. На первом году у нее образуется розетка крупных, удлиненных перистолопастных листьев. Стебли и листья покрыты липкими железистыми волосками. По этому поводу существует такая загадка: «У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кувшин узорный до краев с отравой черной». Цветки белены действительно узорные – грязножелтые с темнофиолетовыми жилками и фиолетовым пятном у основания. Они немногочисленны и собраны в соцветие завиток. Плод у белены очень необычен: интересной формы коробочка, напоминающая кузовок, закрывающийся крышечкой. Внутри плода несколько сотен тысяч мелких черных семян. При созревании крышечка открывается и семена высыпаются.
О применении белены в медицине нам известно еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима. Еще Диоскорид указывал на то, что компресс из ее листьев устраняет боль. Сегодня применение в медицине этого растения ограничено. Наружно в качестве болеутоляющего средства применяют масло из белены. Листья белены входят и в состав противоастматических сборов. Собирают белену в августе сентябре. Собирают листья во время цветения, в сухую погоду, и сразу же раскладывают их для сушки. При сборе розеточные листья белены срезают ножом или серпом, а стеблевые – срывают руками. Нельзя собирать листья, пораженные мучнистой росой, а также влажные от дождя или росы, т. к. они буреют при сушке. Сушат сырье из белены в сушилках при температуре 40о С или на чердаках с хорошей вентиляцией, разложив их тонким слоем. Сушка считается законченной, если черешки листьев при сгибании ломаются. Семена белены собирают в конце августа и в сентябре. Иногда собирают верхушки растения с цветами. Белена очень ядовита, поэтому при ее сборе и сушке нельзя ни в коем случае касаться руками глаз, губ, носа или тереть их! После работы надо обязательно тщательно вымыть руки с мылом. Сырье белены, как и других ядовитых растений, следует хранить отдельно от остального сырья. Проектирование зданий и сооружений ( http://www.rekmedia.ru/index.php?id=marshrutki ) необходимо осуществлять с учетом ядовитых растений растущих вокруг.
В своих трудах по медицине Авиценна посвятил множество строк белене («Канон врачебной науки): «Белена вызывает онемение, прекращает кровотечения и своей болеутоляющей силой успокаивает пульсирующие боли от опухолей, рассасывает затвердение яичек и помогает от рожистого воспаления; успокаивает подагрические боли, если применять ее в виде мази или питья в количестве трех каратов (один карат равен 0,2 г. – автор.) с подслащенной медом водой… Выжатый сок белены успокаивает боль в ушах, а с уксусом и розовым маслом зубную боль». Входила белена и в состав лекарств, успокаивающих кашель. При опухолях грудей из листьев белены делали лекарственные повязки, смазывали груди при болях, возникающих после беременности. В своей книге «Магические растения» П. Седир (в ботаническом словаре к этой книге) писал: «Декокт (сок Автор) из кожицы на стебле исцеляет болезни зубов. Корень или зерно (семена – автор.) подсушивают нарывы, даже предупреждают образование их и появление коликов при ношении белены на себе. При внутреннем употреблении, в натуральном виде, вызывает нервные припадки и может привести к смерти…Корень полезен от подагры, сок – от болезни печени… Припарки из этого растения полезны от болей живота… Корень, прикладываемый к нарывам, уничтожает воспалительное состояние, а носимый на себе, предупреждает от их появления. Питье, составленное из него с медом, уничтожает боль печени». Противоядием против белены служит растение портулак. В народной медицине горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство против бессонницы. Главнейшими «действующими началами» белены являются алкалоиды тропанового ряда: гиосциамин, скополамин, атропин, гиосципикрин, гиосцерин, гиосцеризин (содержатся в корнях, листьях и стебле растения).Все препараты на основе белены назначает только врач. Самолечение и самоприготовление препаратов из любых частей белены НЕДОПУСТИМО!
Белена проявляет различные магические свойства. Но есть определенные виды магии, где она приобрела особую популярность. В литературе для магов есть множество сведений, говорящих о применении белены в любовной магии. Так, если раздетый догола мужчина, наберет белены утром, стоя на одной ноге, то это поможет ему завоевать любовь женщины. Он станет для нее более желанным. Также считается, что человек, который носит на теле траву белены, становится весел и приятен. Белена в этом случае притягивает всеобщую любовь к этому человеку. Иногда белену бросают в воду, чтобы вызвать дождь. Это же способствовало и успеху в рыбной ловле. На Руси издавна был известен способ использования магических свойств белены охотниками. Если белену, высушенную и превращенную в порошок, смешать с кровью молодого зайца и положить эту смесь, сохраняемую в шкуре того же зайца, гденибудь на открытом месте близ леса, то к этому месту соберутся все зайцы со всех окрестностей и будут там толпиться, пока не уберут зайца с беленою. Существуют источники, в которых упоминается, что смесь белены, болиголова, алоэ, шафрана, опиума и мандрагоры используется магами в ритуале воскрешения людей. В итальянских средневековых книгах сохранился рецепт Цирцеи, применявшийся ею при превращении людей в свиней.
Встречается у нас и прекрасное дерево береза бородавчатая. Она прекрасно чувствует себя в нашей степи. Чаще всего мы встречаем ее в лесополосах и во дворах жилищ. Ее латинское название – Betula verrucosa Ehrh., украинское – Береза бородавчаста. Принадлежит она к семейству березовых. В нашей местности все ее насаждения являются искусственными, т. е. посаженными человеком. Естественных насаждений у нас нет. В России, например, березовые рощи занимают третье место по своей площади распространения после сосновых и лиственных лесов. Мало кому известно, что кроме традиционной белой окраски коры она может быть и желтой, и розовой, и яркооранжевой, и темнофиолетовой, и черной. Вообще же существует около 120 видов березы, 64 из которых встречаются в России. У нас встречается только один вид. Продолжительность жизни дерева не превышает 120 лет, за исключением так называемой железной березы, которая порой дотягивает до 400 летнего возраста. У нашего народа целебные свойства березы были известны с древних времен. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению сверхъестественный характер, а ремесло врачевателя окружалось таинственностью. Травам приписывались магические свойства. Так сложились мифы, легенды и сказания о лекарственных растениях, их использовании в обрядах, ритуалах и обычаях, созданные нашими мудрыми предками, в которых всегда скрыт большой смысл.
Русский поэт С. Есенин так писал о березе:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы
И холщевый ее сарафан.
Свое родовое название Betula (Бетула) береза получила от латинского слова beatus (беатус), что в переводе на наш язык означает «осчастливленный». По предположениям ученых оно, повидимому, связано с состоянием человека, когда он весной попьет живительную влагу березового сока. Из древних летописей до нас дошли сведения о том, что в те времена, когда древние славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и земных богатств, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Ученые полагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева, связано с развитием земледелия. Эти обряды имели в то время особый магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. В то далекое время наши предки воспринимали березу как живое, могущественное существо, способное исполнять желания человека. У друидов, например, существовал алфавит деревьев. Согласные буквы в нем представляют собой календарь магических деревьев всех времен года, и все эти деревья фигурируют в европейском фольклоре. Первое дерево в алфавите друидов – береза. Березовые ветки используют по всей Европе, чтобы снять путы или отстегать преступников (раньше ими стегали лунатиков) для изгнания из них злых духов. Ветками березы по сельскому обычаю прогоняли Духа Прошлого Года. Римские ликторы носили с собой березовые ветки во время введения в должность консулов как раз в это же время года. Береза – это дерево начала. Если не считать бузины черной, то береза из всех лесных деревьев распускается первой. В скандинавских странах свежие листочки березы определяют собой начало сельскохозяйственного года, т. к. с их появлением фермеры в это время весны высевают в землю зерно. Первый месяц наступает сразу же после зимнего солнцестояния, когда световой день начинает понемногу удлиняться.
Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Когда береза станет распускаться – сей овес.
Многочисленны и пословицы, поговорки и загадки, в которых фигурирует береза:
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума прибавляет.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
(Продолжение следует)