Евгений ФИАЛКО
6 июня — День журналиста
Первые газеты, которые я помню, были со Сталиным-Лениным. Их портреты окружало черное сеево из букв. Мой отец немного шил и использовал газеты для выкроек. Когда я через несколько лет пошел в школу, нас стали подписывать на детские газеты: «Пионерскую правду», «Юный ленинец» или «Зірку». Мы читали, в основном, последнюю страницу, где печатались всякие истории, а то и целая книга «Волшебник Изумрудного города».
Первый сильный интерес к газетам возник из-за увлечения футболом. На Дружковку приходило лишь несколько экземпляров газеты «Футбол». Приходилось мне, тринадцатилетнему подростку, вставать в шесть утра и бежать к единственному газетному киоску, стоявшему на площадке, где сейчас находится «МАН». Представьте — я не был первым! Передо мной стояло уже несколько человек. Одна старушка (явно попавшая к нам когда-то из большого города) ждала всегда «Литературную газету» и с восторгом говорила о телепередачах или о том, что в Дружковке будет останавливаться московский поезд. Почему все надеялись на киоск? Потому что подписаться на эти издания простому смертному было невозможно — их или вообще не было в подписке (как того же «Футбола»), или давалось очень ограниченное количество экземпляров, распределяемых чуть ли не горкомом партии.
В семь утра киоск открывался, и мы с беспокойством наблюдали, как стоящие впереди набирали по несколько газет... Зато с каким (ни с чем не сравнимым!) чувством ты получал из окошка вожделенный экземпляр газеты, бежал домой по морозным просыпающимся улицам, держа за пазухой ее теплое, гладкое, пахнущее типографской краской тельце. А с каким наслаждением потом погружался в ее страницы, забывая обо всем на свете и не замечая времени... Как жаль, что нынешнему поколению совсем не знакомо это чувство!
Сейчас все «пересели» на Интернет, где можно не только прочесть все, что хочешь, в том числе, любую газету, но и самому в нее написать. Эта легкость и доступность информации затягивает нас воронкой, из которой не все в состоянии выбраться. Мы стали потреблять гораздо больше информации, но перестали ею наслаждаться. Мы даже перестали ее переваривать, и такой она проскакивает целиком через наш «мозг-желудок». Это напоминает «перекус на бегу» вместо обеда в ресторане. Неужели ничего изменить нельзя?
Говоря о кризисе «газетного жанра», нужно, помнить, что ведущие мировые газеты выходят, как и выходили сто лет назад, и наращивают свои тиражи. И причиной этому не только привычка и традиция, но и доверие читателей. Много ли наших газет могут этим похвастаться? Ведь доверие не купишь ни демпинговой ценой, ни даже бесплатной раздачей. Доверие не покупается и не продается.
Еще свежи в памяти выпуски местных газет, выходившие под флагом «ДНР» и прославлявшие «ополченцев», а с приходом украинской армии объявившие себя среди «патриотов города». Можно ли доверять им?
К сожалению, именно такие газеты и «журналисты» делали черное дело по разжиганию войны в Донбассе, натравливая одних украинцев на других. И такие преступления не имеют срока давности, какими бы благими целями они ни прикрывались. Не случайно говорят: написано пером — не вырубишь топором.
Нынешнюю войну называют гибридной, выделяя в ней 80% информационной атаки и только 20% непосредственных военных действий. Главными лицами в ней стали, как ни прискорбно это звучит, журналисты. Но всех ли в таком случае можно назвать этим прекрасным словом? Не стоит ли люстрацию начать именно с журналистского цеха?
Такие вот не совсем праздничные мысли появляются накануне нашего профессионального праздника — Дня журналиста…
И все же верится, что эти проблемы временные. Ведь сами читатели не дадут заглохнуть живому и чистому роднику информации, которую должны доносить до нас газеты. Так же, как задыхается человек без воздуха, не может он обойтись и без информации и обязательно найдет в себе силы встать и «проветрить комнату».
С этой надеждой на наше общее лучшее будущее хочется и закончить эту не совсем праздничную статью.