Что говорит закон о бытовых отходах?
В редакцию НД несколько раз обращались жители Дружковки по вопросам вывоза твёрдых бытовых отходов и оплаты за эту коммунальную услугу. Мы обратились к адвокату Николаю Бондаренко с просьбой ответить на них.
-Согласно ст.351 Закона Украины «Об отходах», собственники или наниматели, пользователи, в т.ч. арендаторы жилых домов, земельных участков, заключают договоры с юридическим лицом, которое признано исполнителем услуг на вывоз бытовых отходов.
В п.19 Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 №1070, потребитель имеет право на неоплату стоимости услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов семьи на основании письменного заявления и документа, который подтверждает его отсутствие: справки с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения воинской службы или отбытия наказания. Таким образом, собственник квартиры (дома) обязан заключить договор на вывоз бытовых отходов независимо от места своего фактического проживания, но он имеет право на неоплату стоимости услуг за период своего временного отсутствия, подтверждённого в установленном порядке.
Услуги по вывозу твердых бытовых отходов предоставляются с учетом размера территории населенного пункта, схемы санитарной очистки и других положений, предусмотренных законодательством в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предоставление услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов как вторичного сырья, которое есть в составе бытовых отходов, осуществляется с учетом требований статей 35 и 35-1 Закона Украины «Об отходах». Речь идёт о санитарном очищении определенной территории, в нашем случае – города Дружковки, что является обязательным условием для всех потребителей услуги, независимо от формы собственности.
Таким образом, договор больше нужен потребителю для защиты его прав – как потребителя коммунальной услуги.
В случае нарушения услуг при обращении с отходами во время их собирания, перевозки, хранения, обработки, утилизации, уничтожения, удаления либо захоронения, или нарушения государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов в соответствии со ст. 82 и 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрено наложение штрафа на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-1360 грн.) и на должностных лиц, граждан-субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1700 грн.).
Так что уклонение от составления договора об оказании услуг по собиранию, вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов может повлечь административное наказание.
Ссылка некоторых жителей на отсутствие у них мусора (бытовых отходов) является ошибочной и противоречит здравому смыслу и действующему законодательству.
Бытовые отходы образовались в процессе жизни и деятельности человека в жилых и не жилых домах и не используются по месту их накопления. В процессе жизни и деятельности человека происходит процесс образования бытовых отходов.
В соответствии ст. 1 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», услуги, с вывозом бытовых отходов относятся к коммунальным услугам.
Согласно этой же норме, потребителем является физическое или юридическое лицо, которое получает или имеет намерение получать жилищно-коммунальную услугу. А нормами потребления являются количественные показатели потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные согласно с законодательством, соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В случае, если они не утверждены органом местного самоуправления, применяют минимальные нормы, утверждённые соответствующим Постановлением КМУ.
Нормы накопления предоставления услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов утверждены Решением Исполнительного комитета Дружковского городского совета от 16.11.2005 года №1109.
Большой ошибкой некоторых жителей города является утверждение, что они не накапливают, а сжигают или закапывают бытовые отходы. Это является существенным нарушением законодательства, поскольку согласно со ст.35-1 Закона Украины «Об отходах» сжигание бытовых отходов разрешается только для энергетических целей для получения тепловой либо электрической энергии, и при этом, только на специально определенных для этого предприятиях иди объектах. За нарушение этого установлена административная ответственность по ст. 82 и 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде наложения штрафа на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-1360 грн.) и на должностных лиц, граждан-субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1700 грн.).
Под закапыванием отходов в своем огороде следует понимать их захоронение. При этом, согласно ст. 1 Закона Украины «Об отходах», под захоронением отходов понимается окончательное размещение отходов при их изъятии в специально отведённых местах или на объектах. Таким образом, долговременное вредное воздействие отходов на внешнее природное окружение и здоровье человека должно не превышать установленных нормативов.
Поэтому возможно размещение отходов – сохранение и захоронение — только в специально отведённых для этого местах или объектах, но никак не в жилищном массиве.
Согласно ст. 42 Закона Украины «Об отходах», лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность.
Предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства, в соответствии со ст. 43 Закона Украины «Об отходах» обязаны компенсировать ущерб, причиненный ими вследствие нарушения законодательства об отходах, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.
Таким образом, отсутствие договора и самостоятельная утилизация мусора подразумевает уклонение от уплаты за предоставленную коммунальную услугу, вследствие чего образуется задолженность.
Задолженность насчитывается за определенный период уклонения от оплаты и даёт право коммунальной службе право на обращение в суд с требование оплаты задолженности с учетом инфляции, что подразумевает также дополнительные судебные затраты, которые являются достаточно существенными, и возлагаются на потребителя.