Что творится в «паспортном»?!
Оксана БАРКАЛОВА
К нам в редакцию обратилась читательница Елена Г., с жалобой на хамство и непрофессионализм сотрудников миграционной службы («паспортного стола»).
«Жалуйтесь куда хотите!»
Елена решила сделать загранпаспорт себе и дочери. Однако, попав на прием к специалисту по оформлению загранпаспортов Горяеву вместо профессиональной консультации получила изрядную порцию хамства и неадекватного поведения. «Не предложив сесть ни мне, ни ребенку, он с ходу заявил, что его раздражает моя поза. Перечислив перечень необходимых документов, предупредил, что уходит в отпуск, а без него этими вопросами никто не занимается – приходите, мол, в августе. Когда я пришла с документами через два дня, он добавил мне к перечню еще несколько документов, о которых не сказал сразу (дело в том, что мой муж - гражданин России, а это добавляет нюансы к оформлению документов). Но ведь об этом можно было заранее спросить или уведомить меня? По этому поводу нет информации на стендах, а знать детали я не обязана - для этого ведь я и пришла на консультацию к специалисту. Кроме того, он начал агрессивно напоминать, что он уже в отпуске, и потому не может меня принимать. Я обратилась к начальнику миграционной службы, который подтвердил, что оформлением загранпаспортов занимается один специалист, а также попросил быть снисходительным к тому, что «человек собирается в отпуск, и он весь на нервах». Кроме этого, мне было заявлено, что копию паспорта мужа перед тем, как нотариально заверить, кроме украинского необходимо перевести на английский. Однако на «горячей линии» таможенной службы мне объяснили неправомерность такого требования. Выходит, что начальник городской таможенной службы сам не знает законодательство, требуя ненужные справки? Я пыталась попросить у него книгу жалоб, на что получила ответ: книги жалоб нет, жалуйтесь кому хотите и куда хотите – я сам тут человек новый, ничего не понимаю».
Запасаемся валерианкой
К сожалению, это не первый случай жалоб именно на эту организацию. Как известно, туда нужно ходить с валерьянкой и собственным стулом, с цитатами из законов и постановлений и огромным запасом нервов и времени. Здесь нет ни окошка информатора, ни самого информатора, как это заведено, например, в УСЗН или центре занятости. И, порой, чтобы получить необходимую информацию, нужно зачем-то выстоять огромную очередь, чтобы потом быть «отфутболенным» служащими и перенаправленным в другой кабинет. Кроме того, после перерыва сотрудники приходят в свои кабинеты через 5-10-15 минут, но даже при таком опоздании не сразу начинают прием. На кабинете № 6 почему-то висит грозное «Посторонним вход строго воспрещен», и только в специальном окошке можно узнать, что, оказывается, в этом кабинете находится адресная служба.
С информстендами вообще беда: здесь нельзя найти ни телефонов горячей линии, ни официальной информации с сайта государственной миграционной службы, а некоторые платные услуги вообще написаны от руки, причем несколько раз исправлены. При мне к сотрудникам паспортного стола обратились жители Марьинки с вопросом ооб удаленном снятии с регистрации там и постановкой здесь – им объяснили, что такая процедура является платной, а за снятие с учета и постановку на учет следует заплатить по 25 грн. Однако на официальном сайте данная услуга числится в бесплатных.
Старики, не очень осведомленные в современном законодательстве, не пользующиеся данными интернета, и вообще, в силу возраста, особо уязвимые, здесь «выгребают» по полной.
Что делать в такой ситуации?
К нам часто обращаются читатели с жалобами на хамство чиновников и госслужащих.
По этому поводу можем посоветовать только одно: хватит жаловаться друг другу – давайте жаловаться по закону в вышестоящие органы, письменными жалобами или устно – звонками на горячие линии соответствующих служб и министерств. Поймите: никто не остановит хамство и беспредел, кроме нас самих. Помните: служащий так назван потому, что «служит» - государству и нам с вами. Зарплату ему платят налогоплательщики, то есть рядовые граждане. Ставьте на место зарвавшихся хамов, старайтесь говорить спокойно, но уверенно, апеллируя к законам. Согласны, это не всегда легко сделать, отстояв огромную очередь и нарвавшись на хамство. Но иначе вы срываетесь на эмоции – и уподобляетесь тем, кто вам хамит. Не забывайте требовать жалобную книгу!
А особо нервным сотрудникам миграционки можем посоветовать взять пару уроков сдержанности, доброжелательности и профессионализма у своих коллег из городского УСЗН, у которых, в связи с наплывом переселенцев и проблемами субсидий, уж точно работы не убавилось.
Куда звонить?
Горячая линия областного управления государственной миграционной службы: (06273) 6-40-12
Горячая линия государственной миграционной службы: (044) 278-50-30
Паспортный сервис: (044) 392-01-94
Справка:
Информация с официального сайта государственной миграционной службы Украины:
Вартість послуги та пільги видачі паспорта для виїзду за кордон
Держмито – 170 грн. (Декрет Кабінету Міністрів України від 21.01.1993 № 7-93 «Про державне мито»).
Вартість послуг – 87,15 грн. (Постанова КМУ від 4 червня 2007 р. N 795 'Про затвердження переліку платних послуг, які надаються підрозділами Міністерства внутрішніх справ та Державної міграційної служби, і розміру плати за їх надання')
Вартість бланка, визначена виробником (на підставі п. 4 Порядку надання підрозділами Міністерства внутрішніх справ та Державної міграційної служби платних послуг, затвердженого Постановою Кабінету Міністрів України від 26 жовтня 2011 року № 1098 «Деякі питання надання підрозділами МВС та ДМС платних послуг»)
з електронним чіпом (біометричний паспорт) – 304 грн. 32 коп.
без електронного чіпа - 238 грн. 32 коп.
Подождем-потерпим?
Мы побывали на приеме у замначальника главного управления министерства внутренних дел Украины в Донецкой области полковника милиции Андрея Аносова, где озвучили все жалобы и вопросы. Нам посоветовали обратиться с запросом на имя начальника паспортной службы Донецкой области Микитенко Евгения Викторовича, а также пообещали взять эту ситуацию на контроль.
Кроме того, Андрей Борисович заверил, что примерно через три месяца данная служба будет реформирована, это приведет к ограничению контакта граждан со служащими и полностью исключит возможности коррупционных схем и хамского обращения. Будет создана единая электронная система оформления и выдачи необходимых документов.