Дети войны
Интервью с психологом-волонтером психологической Службы Гуманитарного штаба «Поможем»
Павлычевой Еленой Ивановной
(Оконч.Нач. в пред. номере)
«Все мы – пострадавшие»
— С кем Вам легче работать – с детьми или взрослыми?
— «Легче работать» все же некорректная постановка вопроса. Я повторюсь: дети проходят те же этапы и стадии, переживают все так же, как и взрослые. Все дело в силе переживаний, в силе травматизации. Для себя, как для волонтера штаба, я определила приоритетной работу с детьми, но при наличии запроса можно комплектовать и работать со «взрослой» группой.
— Как Вы считаете, сколько оптимально сеансов, курсов, занятий нужно тем, кто оказался в эпицентре боевых действий?
— Я бы не ограничивала пострадавших от боевых действий в обыденном понимании этого словосочетания от пострадавших в целом. Многие люди стали свидетелями похищения людей, насилия, пережили плен либо пытки, стали свидетелями травматизации других людей, вынуждены жить в бомбоубежищах, вынуждены были оставить своих близких под угрозой ради сохранения жизни детей… Да, все мы пострадали в разной степени! Если говорить о потерях нематериальных и человеческих, то это и потери духовных ценностей, веры.
Таким образом, травмы и потери бывают различные и измеряются для каждого человека индивидуально. Ведь все мы разные. Существует масса подходов в работе с травмой, в том числе и специфической травмой войны. Если говорить о тех, кто оказался в эпицентре событий, то 70 % людей способны самостоятельно справиться с их психологическими последствиями, и не будут иметь ПТСР. 50 % тех, кто все-таки имеет ПТСР – исцелится самостоятельно в течение года, без какого-либо вмешательства специалистов, при грамотной поддержке близких. И только оставшиеся нуждаются в планомерной помощи специалиста.
— Сколь долгой должна быть реабилитация?
— Для тех, кто своевременно обратился за помощью, достаточно 10-12 сессий. Но бывает, что необходима более длительная работа.
— Каковы основные методы работы с детками, пережившими военные действия? Как строится занятие?
— Работа проводится планомерно. Занятия построены в виде поэтапного обучения детей методам саморегуляции и «прививки» им определенных навыков, которые позволяют избавиться от психологических проблем, возникших вследствие войны. Это, к примеру, техники работы в воображении, работа с образами, тренировка релаксации, контроль над дыханием и другие. Я думаю, дети сами способны подробно рассказать, что такое страх в их понимании, как они научились его контролировать и как с этим жить дальше…В моей практике не оказалось детей глубоко травмированных, поэтому работа строилась в основном на профилактику, поддержку и поиск ресурсов. Практически все семьи покинули зону АТО до начала активных боевых действий, но у некоторых там остались папы, некоторые очень остро переживают разлуку со школой и друзьями, необходимость оставить свой дом (комнату, игрушки), отсутствие возможности возобновить привычный образ жизни. Практически все дети говорят о большом желании возвратиться ДОМОЙ. Плюс к этому необходимость адаптации к новым условиям жизни, не всегда к таким благоустроенным, как прежде, учебе и другим.
«С ребенком нужно разговаривать»
— Какие советы Вы можете дать родителям таких детей? Самим взрослым, пережившим бомбежки и обстрелы?
— Помощь травмированным детям зависит не только от работы психолога, а изначально и в большей мере от родителей. От них зависит гораздо больше, чем от любых психологов. И начинать нужно с улучшения психического состояния самих родителей и общей атмосферы в семье. С детьми можно и нужно говорить о войне, просто при описании происходящего следует учитывать возрастные особенности мировосприятия. Правда, при этом самим взрослым необходимо побороть собственную тревогу, поскольку спокойствие родителей — это главный посыл детям. Однако легко сказать, цитируя известного героя: «Спокойствие. Только спокойствие!» — трудно бывает это сделать. Прежде всего, нельзя забывать, что рядом с вами находится ребенок. Иногда родители настолько погружаются в решение бытовых, финансовых и других проблем, либо в свои переживания (потери), что взаимодействия с ребенком ограничиваются удовлетворением его базовых потребностей: одеть, накормить, помыть…
С ребенком нужно разговативать, причем в зависимости от возраста разговор будет разным.
— Я понимаю, что в стрессовой ситуации трудно взять себя в руки и правильно действовать. Но все же: каков основной алогоритм правильной реакции на военные действия?
— …и другие «ненормальные» события. Прежде всего, «взять себя в руки» помогает контроль над дыханием. Необходимо дышать часто и глубоко. Сделайте 3-4 глубоких и быстрых вдоха-выдоха. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Потом сделайте на 5 секунд паузу и дышите, как удобно. Затем снова сделайте вдохи-выдохи. Повторите так 3-4 раза. Это помогает насытить мозг кислородом, адреналин уходит, и часто мозг сам знает, как действовать дальше.
Еще одна техника связана с небольшими мускульными движениями. Но цель всё та же — снизить уровень адреналина. На резком вдохе как можно сильнее сожмите кулаки, впиваясь ногтями в ладонь, и резко, без паузы выбросьте пальцы вперёд на выдохе. Достаточно сделать 10-12 таких движений. При этом думать нужно о том, что вы делаете руками, сконцентрироваться на этом. Результат: резкими движениями вы «выжигаете» адреналин. Сосредоточение на движениях и дыхании помогает отвлечься от тревожных мыслей.
Можно помочь себе любыми физическими действиями, которые вы будете делать с силой: сжать-разжать кулаки, похрустеть пальцами. Можно просто покрутить в руках какой-то предмет. Необходимое условие — зафиксировать своё внимание на том, что вы делаете («я сжимаю кулаки», «я верчу в руках ручку»).
— Как пробовать самому выходить из стресса?
— Всегда помогает выйти из стресса человеческое тепло и взаимопонимание. Физические и психологические реакции на стресс и переживание горя, как правило, не являются психиатрическими и имеют характер абсолютно нормальных реакций на ненормальную ситуацию. Если у человека недостаточно внутренних ресурсов, чтобы самостоятельно справиться с последствиями кризисной ситуации, не стоит стесняться обращаться за помощью.
Особенно, если страдают дети.
Беседовала
Оксана Баркалова