Детский сад без игрушек
Николай Симоненко
Однажды утром, придя в детский сад, дети увидели, что в игровых комнатах не осталось ничего, кроме мебели. Напрасно они пытались найти свои куклы, игры и игрушки. Пропали книги и кубики. Не осталось даже бумаги и ножниц. Все игрушки убрали на три месяца. Что же случилось?
Этот детский сад — один из многих в странах Запада, который участвовал в интересном и смелом проекте под названием «Детский сад без игрушек». Проект удостоился высокой оценки в Европейском союзе у специалистов в области здравоохранения, и, хотя это может показаться необычным, он направлен на борьбу с зависимостью. В последнее время исследователи приходят к заключению, что те, у кого навыки общения развиваются в раннем детстве, меньше склонны к разного рода зависимости. В эти навыки включается: умение общаться, заводить разговор, разрешать споры, отвечать за свои поступки, ставить перед собой цели, распознавать трудности, искать помощь и находить решения. По словам организаторов этой программы, подобные навыки необходимо развивать как можно раньше; а время, которое дети проводят без игрушек, помогает им развивать творческие способности и уверенность в себе.
Организаторы тщательно планируют и обсуждают эксперимент с родителями и детьми. В ходе эксперимента некоторые дети сначала теряются и не знают, что им делать без игрушек. Теперь у них нет конструктора, машинок, ведерок, детской кухни. В первый месяц они становятся просто неуправляемыми. Организаторы хватаются за голову, не зная, что предпринять. Однако со временем дети осваиваются и больше задействуют воображение. Теперь, когда у них нет игрушек, дети больше играют вместе, что-то обсуждают и придумывают. А это помогает им развивать навыки общения и речевые способности. Те, кто привык «прятаться» за игрушки, начинают дружить с другими детьми. Родители также замечают положительные результаты. Они говорят, что дети лучше ведут себя во время игры и больше задействуют воображение.