Дружковка превращается в транспортную дыру?
Андрей Камуз
Хочу поделиться с читателями – жителями нашего города – тем, что нас ждет транспортный коллапс. Он, можно сказать, наступил еще год назад, в марте 2011 года, когда через станцию Дружковка перестали ходить практически все поезда дальнего следования. Это было обусловлено тем, что железнодорожную ветку Лозовая – Славянск – Донецк начали модернизировать для внедрения скоростного движения к Евро2012.
Больше года людям, которым надо было добраться в отдаленные части нашей страны и за ее пределы, приходилось совершать посадку на поезда в Красном Лимане, Никитовке, Ясиноватой, Донецке. Казалось бы, в ходе ремонтных работ производится усовершенствование инфраструктуры железнодорожной линии, на которой стоит наш город. Можно и потерпеть. Скоро поезда вернут, и все будет, как и раньше, а то и лучше, ведь время в пути с внедрением скоростного движения уменьшится. По крайней мере, так успокаивала Укрзализныця, кормя нас завтраками при ответах на возмутительные вопросы граждан о длительном отсутствии поездов через ст. Дружковка.
Но не тут-то было: Укрзализныця приготовила нам сюрприз. Предлагаю корреспондентам поинтересоваться у железнодорожников на ст. Дружковка, возобновление остановок каких поездов планируется по ст. Дружковка с вводом нового графика движения на 2012–2013 гг. (вводится с 27.05.2012). А будет теперь останавливаться в Дружковке аж два (!) поезда. Это вместо восьми, как было ранее, до марта 2011 года.
Нам посчастливится сесть в Дружковке на поезда №№ 10/9 Донецк–Москва и 134/133 Луганск–Киев. Последний, кстати, раньше следовал через всю Украину, до Львова.
Теперь о возможностях, которых нас лишили. Поезд № 78/77 Мариуполь–Москва решили в Дружковке не останавливать. Видимо, слишком много столичных поездов останавливалось ранее в нашем «провинциальном» городке. Специалисты Укрзализныци, наверное, и городом, его уже не считают. Так что поезд № 78/77 постигла участь поезда № 20/19 Луганск–Киев, который лет 7–10 назад, по просьбам и жалобам дружковчан, начали останавливать в нашем городе. Однако это была временная уступка. На жителей Дружковки наплевали. И в начале 2000-х годов поезду № 20/19 снова отменили остановку по ст. Дружковка. Желающие уехать в столицу на фирменном поезде были вынуждены садиться на него в Краматорске или Константиновке. Теперь, таким же образом, в соседних городах мы сможем сесть на поезда №№ 78/77 Мариуполь–Москва и 384/383 Мариуполь–Минск. Благо, минскому поезду в Краматорске сделали остановку в 19 (!) минут. Для Дружковки двух минут в графике не нашлось… До ввода нового расписания движения поезд № 384/383 Мариуполь–Минск ходил через Лисичанск–Купянск. Теперь через эти станции будет проходить поезд № 144/143 Донецк–Санкт-Петербург. Фактически это бывший поезд № 348/347 Мариуполь–Санкт-Петербург, ранее проходивший через ст. Дружковка (и главное – останавливавшийся здесь), переформированный в скорый и ограниченный до ст. Донецк. Среди отмененных навсегда оказался поезд № 315/316 Полтава–Мариуполь. Возможно, такая же участь постигнет скоростные электропоезда №№ 809/812 Славянск–Мариуполь и 811/810 Славянск–Ясиноватая. Как видим, не только Дружковку, но даже полумиллионный портовый Мариуполь понемногу лишают железнодорожного сообщения. Правда, это уже совсем другая тема, давно поднятая в СМИ.
Что же касается самой сути внедрения скоростного железнодорожного движения на нашем участке, то вновь вводимые скоростные поезда, естественно, не будут останавливаться в Дружковке. Более того, они не будут иметь остановок и в ближайших городах, т. е. по своей сути это будут «чартерные» экспрессы без промежуточных остановок. Исключение составит, наверное, только остановка поездов Киев–Донецк и Киев–Харьков в Полтаве. В чем минус скоростного движения для нашего города? В том, что вновь вводимые скоростные экспрессы заменят ранее останавливавшиеся в Дружковке поезда №№ 119/120 Киев–Донецк и 171/172 Харьков–Донецк.
Вот и всё «покращення». Теперь мы будем иметь железнодорожную связь только с украинской и российской столицами – и хватит с нас! Хотя оттуда, говорят в Укрзализныце, можно уехать куда угодно. Конечно, им выгоден такой вид сообщения, с пересадками по так называемым хабам (узловых станциях). Ведь система формирования цены билета на пассажирские поезда в Украине построена по принципу: «едешь хотя бы одну остановку – заплати по полной за проезд». В стоимость билета заложена цена плацкарты, непомерный комиссионный сбор, цена за услуги, которые в сумме в несколько раз выше самого тарифа на проезд. Вот и получается, каждая новая пересадка – это увеличение общей стоимости поездки вдвое. Если сюда прибавить еще потери времени при пересадках, получается, что дружковчане – богатые люди, имеющие уйму времени. Мне кажется, чиновники, внедряющие реформы в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, писали финансово-занятостный портрет «пересічного українця», исходя из своего образа жизни.
Может, реформаторы таким образом надеются пересадить жителей небольших городов типа Дружковки на автобусы? Если сравнивать системы формирования цены на железнодорожные и автобусные перевозки, то в случае с автобусами она более-менее пропорциональна, т. е. «сколько едешь – приблизительно за столько же и платишь». Но тут есть два подводных камня. Первый: тарифы на автобусное сообщение за последний год взлетели «выше крыши». Особенно это касается межобластных тарифов, которые в течение года повышались два раза на немалый процент (в общей сложности, цена билета в соседние области сегодня в полтора раза выше, чем на начало 2011 года). Наши перевозчики всё гонятся за европейскими ценами, наверное, хотят успеть к Евро-2012 достичь европейской стоимости перевозок, предоставляя на маршруты при этом разваливающиеся 30-летние «Икарусы». И второй камень: автовокзалы и автостанции Донецкой, подчеркиваю, именно Донецкой области, начисляют станционный сбор, который составляет громадную долю в цене билета. Хотя те же соседи – Днепропетровская и Харьковская области – в цену билета закладывают вдвое меньший от донецкого станционный сбор.
Извините, отвлекся от железнодорожной темы. Хочу помимо ситуации с поездами дальнего следования, акцентировать внимание на политике в области пригородных перевозок. Донецкая железная дорога (которая, кстати, предоставляет услуги пригородного железнодорожного сообщения по одним из самых дорогих тарифов в Украине) в ноябре 2011 года отменила ряд электропоездов, следующих по станции Дружковка, в основном, в дневное время. Так, по состоянию на сегодня, с 8:30 утра до 5-ти вечера по Дружковке электрички не ходят ни в северном, ни в южном направлении. Такой график причиняет дикие неудобства: после 7–8 часов вечера городской транспорт завершает свою работу, за исключением центральных маршрутов. А постоянные опоздания электропоездов и вовсе лишают всякой надежды. Что ж, электричка плюс такси выходит «экономно». Отмена дневных пригородных поездов обусловлена теми же работами по модернизации участка Лозовая – Славянск – Донецк под скоростное движение. Обещания остаются прежними: все электрички будут возвращены на свое прежнее время с вводом нового графика движения поездов, после окончания путевых работ. Однако в нашем городе уже поговаривают, что в связи с изношенностью пригородного подвижного состава, никто электричек уже не вернет. Хотелось бы верить, что это не так. Ведь на те же поезда дальнего следования, которые теперь не останавливаются в Дружковке, нужно подъехать пригородным транспортом. Хорошо, если нужно попасть в Краматорск (спасут автобусы №№ 124 Дружковка–Славянск и 125 Дружковка–Краматорск плюс городские маршрутки Краматорска по «очень привлекательной» цене в 2,75 грн.). А если посадка на поезд предстоит в Красном Лимане, Никитовке или Ясиноватой, без электричек тут не обойтись.
В общем, ситуация с электропоездами прояснится позже, 27 мая, когда нас поставят перед фактом: либо есть дневные электрички, либо их нет. А вот с поездами дальнего следования ситуация критическая.
Дружковчане! Не дадим превратить наш город в поселок городского типа! Нет транспортной дыре в Дружковке!
От редакции.
За комментариями мы обратились к руководству дружковской железнодорожной станции, однако нам ответили, что пока нет нового расписания (появится оно 27 мая), никто ничего комментировать не будет.
Тогда мы попросили Андрея Камуза назвать источники информации его статьи. Вот что он ответил: «О грядущих изменениях я узнал из интернета. Ввиду того, что я относительно часто пользуюсь услугами железнодорожного транспорта, по мере необходимости просматриваю наличие билетов на официальных сайтах железной дороги. В частности, расписание движения поездов дальнего следования и количество мест на них дает официальный сайт Южной железной дороги (http://www.pz.gov.ua/_q/exprt.php?lid=1&mid=31).
По состоянию на сегодня продажа на даты после 27 мая (ввод нового графика) уже открыта (открывается за 45 дней). Когда посмотрел, оказалось: поездов меньше, чем должно быть. Начал интересоваться на железнодорожных форумах об отсутствующих поездах. Узнал более подробно, какие отменены, какие переброшены на другие ветки, а какие «потеряли» остановку по Дружковке.
Информация на 90 % достоверна. Повлиять на изменение таких неудобств можно, подключив общественность и СМИ. Это хотя бы поможет сделать остановку пп. №№ 78/77 Мариуполь–Москва и 384/383 Мариуполь–Минск в Дружковке, т. е. тех поездов, которые будут следовать по ветке Константиновка–Краматорск.
Под вопросом остается ввод в график скоростных электричек Славянск–Мариуполь и Славянск–Ясиноватая. Насчет их я не уверен. Может, их и введут. Ведь продажа на скоростные электропоезда открывается за 10 дней. Т. е. на 27 мая наличие билетов можно увидеть с 18 мая. Судьба остальных поездов, ранее следовавших через Дружковку, в принципе, определена».
Даешь скорый электропоезд «Дрючковка -януКиев»!!!!
Вешать на столбах чиновников от укрзализныця.
И Глопуса между ними