Есть ли жизнь после смерти?
Николай СИМОНЕНКО
Когда заходит речь о духовной жизни, ничто так сильно не волнует человека, как вопрос о том, что его ожидает после смерти.
Уже тысячелетия человечеству не дает покоя вопрос: есть ли жизнь после смерти? В любом обществе и во все века люди задумывались об этом, и различным предложениям не было числа.
Многие из тех, кто называют себя христианами, верят в существование рая и ада. Индусы же верят в перевоплощение души. Мусульмане верят, что после смерти наступает день суда, во время которого умершие предстают перед Богом, Аллахом, и он рассматривает, кто чем занимался в течение жизни, а затем отправляет одних в рай, а других в огненный ад. В некоторых африканских племенах считают, что после смерти обычные люди становятся покровительствующими духами, которых почитают и к которым обращаются как к невидимым вождям общины. В Западной Африке среди многих католиков и протестантов распространен обычай покрывать зеркала, чтобы не увидеть в них дух умершего. А через 40 дней отмечают восхождение его души на небо. На Шри-Ланке среди буддистов и католиков есть обычай ставить гроб так, чтобы ноги покойника были обращены к выходу — так духу или душе умершего будет легче покинуть дом.
Как в верованиях и обычаях людей, так и в их представлениях о том, что случается с человеком при смерти, можно видеть большое разнообразие. И все же большинство религий сходятся в одном основном понятии: внутри человека что-то есть — душа, дух или призрак — и это «что-то» никогда не умирает, а продолжает жить после смерти.
Среди тех, кто, отклоняя идею о бессмертии, были знаменитые древние философы Аристотель и Эпикур, врач Гиппократ, шотландский философ Дейвид Юм и арабский философ Ибн Рушд.
Итак, на самом ли деле у нас есть бессмертная душа? А если она не бессмертна, то как случилось, что это ложное учение проникло почти во все современные религии? Где оно зародилось? Давайте узнаем, как появилось учение о бессмертии души.
Семидесятилетнего мыслителя и наставника обвиняют в безбожии и в том, что он своими учениями растлевает юные умы. Хотя на суде он блестяще защищается, присяжные признают его виновным и приговаривают к смертной казни. Всего за несколько часов до казни он излагает перед собравшимися учениками, что душа бессмертна. Этот осужденный был Сократ, знаменитый греческий философ, живший в V веке до н.э. Его ученик Платон описал это событие в своих сочинениях под названием «Апология Сократа» и «Федон». Сократ и Платон первыми развили идею о том, что душа бессмертна. Однако авторами этого учения были не они. корни учения о человеческом бессмертии уходят глубоко в прошлое.
Греки, жившие до Сократа и Платона, уже верили, что душа остается живой. Они верили, что души мертвых переправляются через реку Стикс, после чего они попадают в огромное подземное царство, называемое загробным миром. Там судьи решают, какие души отправить на муки в обнесенную высокой стеной тюрьму, а какие в Элизиум, то есть в место блаженства.
Вера в жизнь после смерти лежала и в египетской религии. Египтяне считали, что души умерших судит Осирис — верховный бог загробного мира. На одном папирусе, который, как предполагают, относится к XIV веку до н.э., изображен Анубис — бог, покровительствующий мертвым, подводит душу писца Ханафара к Осирису. На одну чашу весов положено сердце писца, которое представляет его совесть, на другой чаше находится перо, которое носит на голове богиня истины и справедливости. Еще один бог, Тот, отмечает результаты. Так как сердце ханафара не отягощено виной, оно не перевешивает перо, Ханафар принимается в царство Осириса и наделяется бессмертием. На папирусе также изображено чудовище женского пола, которое стоит рядом с весами и готового пожрать всякого, чье сердце окажется слишком тяжелым. Египтяне также бальзамировали тела умерших, а тела фараонов помещали в величественные пирамиды, считая, что выживание души зависит от того, насколько хорошо сохранится тело.
В книге «религия Вавилонии и Ассирии» говорится: «На Древний Египет, Персию и Грецию большое влияние оказала вавилонская религия».
Согласно Библии, основателем города Вавилона был правнук Ноя Нимрод. После Всемирного потопа, во дни Ноя, когда ещё не была изобретена печать на пакетах, на земле были только один язык и одна религия. Но основав город и построив в нем башню, Нимрод создал другую религию. После смешивания языков строители башни рассеялись по земле, унеся с собой свою религию. Так учения вавилонской религии распространились по всей земле. Согласно преданию, Нимрод умер насильственной смертью. А поскольку основателем Вавилона считался бог Мадрук (Меродах), некоторые ученые утверждают, что Мадрук — это и есть обожествленный Нимрод. Если это так, то идея о бессмертии души существует со времени смерти Нимрода. Итак, история свидетельствует, что после Потопа учение о бессмертной душе зародилось в Вавилоне.
Но как это учение стало основным в большинстве сегодняшних религий? Испанский писатель и философ ХХ века Мигель де Унамуно написал: «Чтобы поверить в бессмертие души, нужно этого захотеть, но захотеть так сильно, чтобы желание заглушило голос рассудка». Как свидетельствует история, вера о бессмертии души или другой жизни человека после смерти заимствовалась одной религией другой. Яркое описание великолепия рая вытесняло из сознания людей мысль о том, что после смерти нет никакой жизни.
А можно ли с помощью науки или научного метода исследования найти ответы на вопросы загробной жизни? На основании недавних сообщений о переживаниях тех, кто ощутил момент «расставания с телом» или находился в предсмертном состоянии, некоторые исследователи пытались получить более ясное представление о жизни после смерти. Подводя итоги таких исследований, теолог Ганс Кюнг сказал: «Исследования подобного рода нисколько не подтверждают существование жизни после смерти: они свидетельствуют лишь об ощущениях людей в последние пять минут перед смертью, но не о самой вечной жизни после смерти». А философия? Поможет ли она отыскать единственно верный ответ среди множества религиозных представлений о загробной жизни? Что касается вопроса о загробном мире, философские измышления здесь самые разные: начиная от того, что бессмертие — это лишь что-то желанное, и заканчивая тем, что оно является неотъемлемым правом любого человека. Однако есть книга, содержащая правдивые ответы на важные вопросы о жизни и смерти. Это — самая древняя, с единственным в своем роде источником мудрости, книга Библия. В ней записано: «Живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают… Потому, что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни мудрости, ни знания».