Иди и смотри

На встрече с председателем сеймика Западнопоморского воеводства Мареком ТаласевичемКакой пример подает нам Польша?
(Продолжение. Начало  в № 40, 41)
Евгений ФИАЛКО
Что касается евроинтеграции, то  Украина давно задекларировала свою стратегическую цель — полноправное членство в Европейском Союзе. Мы постоянно твердим об этом на всех уровнях и при всех президентах. При каждом удобном случае напоминаем миру, что находимся в центре Европы и (как будто этого достаточно) обижаемся, что нас туда не пускают. А недавно спикер Верховной Рады Владимир Литвин выдал такое: не пускают — ну и, ладно, пойдем в Таможенный союз — там тоже неплохо. Так и всплывают ассоциации с известным мультяшным котом: «Таити…Таити…Нас и тут неплохо кормют».

Можно ли на миг представить, чтобы такое заявил не то, что высший государственный чиновник Польши, а рядовой ее гражданин?!

Самое время поговорить об основных чертах европейской нации, какими они увиделись нам после знакомства с Польшей?

Капитализм —

это высшая стадия

социализма

Удивительно, но на гладких, как зеркало, дорогах Польши не увидишь дорогих автомобилей — в Дружковке за день насчитаешь больше джипов, чем за неделю в Польше. Правда, бомжей и попрошаек у нас тоже больше в десятки раз. Получается один к одному, и каждый день эта пропасть растет. По всему видно, что наш капитализм развивается не по европейскому пути, поэтому остается… (дальше см. высказывание Литвина).

В капиталистической Польше (извините за парадокс) люди больше похожи на то социалистическое общество, которое было у нас (и, кстати, у них) еще 25-30 лет назад. Похожи своей однородностью. Только уровень доходов вырос за это время в несколько раз.

Средняя зарплата в одном из польских городов с 30-тысячным населением, где нам удалось побывать, Голеневе, 3 400 злотых (около 8 тысяч гривень). При этом рабочие на промышленных предприятиях получают около 5 тысяч, а городские чиновники — 2 тысячи злотых. Бургомистр (мэр) — 11 тысяч, его замы — 10 600 — правда, зарплату им устанавливает гмина (городской совет) из местного бюджета. При таких доходах, казалось бы, высокопоставленные чиновники могут позволить себе все, что угодно. Однако, как признался нам мэр другого города, Колобжега, он купил скромную «Шкоду», потому что не хочет, чтобы журналисты перемыли ему все косточки.

Нам показалось, что выпячивание своего богатства является у поляков признаком дурного тона. Общественная мораль не приветствует этого. Мэр Каменя Поморского ездит на работу на велосипеде, а его заместитель ходит пешком. Председатель сеймика Западнопоморского воеводства (по-нашему — председатель областного совета) получает всего лишь 2 400 злотых и живет в обычной квартире обычного микрорайона.

— Я пенсионер, — ответил он на вопрос об источниках дохода, — зарплаты и пенсии мне вполне хватает.

Социальное равенство, как цемент, сплачивает общество и делает его несокрушимым монолитом, а расслоение (тем более такое несправедливое, как у нас) разъедает, как раковая опухоль.

Духовное

и материальное

У поляков чрезвычайно высокий авторитет имеет католическая церковь. Избрание, а затем приезд в 1979 году Папы Римского Яна Павла Второго послужили катализатором общественных процессов, приведших к изменениям сначала в Польше, а затем во всех странах социалистического лагеря. Поляки часто вспоминают пророческие слова понтифика, произнесенные им 2 июня 1979 года во время молитвы в Варшаве: «Пусть снизойдет Дух Твой и обновит лицо земли, этой земли…» Эти слова воскресили в сердцах поляков надежду, которая вылилась вскоре в движение «Солидарность» (10 миллионов человек) и другие известные события, за которыми наблюдали с сочувствием  демократические силы всего мира.

Однако польские костелы — это не только религиозные центры. Здесь установлены мемориальные доски, посвященные выдающимся деятелям культуры и памятным историческим событиям. Костелы больше похожи на сокровищницу самого ценного достояния, созданного нацией за весь период своего существования. Это, действительно, хранилища национального духа. Поэтому сюда ходят, как на праздник, и стар, и мал.

В костеле Каменя Поморского, самом старом в этой части Балтики, основанном еще в ХІІ веке, мы попали на концерт молодежной группы, исполнявшей, в основном, песни религиозного содержания. Вы бы видели, сколько здесь собралось людей и как они воспринимали современную музыку! А перед концертом, естественно, всех приветствовал местный ксендз (родом из Львовской области). Польские священнослужители очень коммуникабельны и доступны: ксендз Щецинского собора (тоже, кстати, из Львовской области) два часа водил нас по этому удивительному памятнику архитектуры,  смешил всякими историями, «пугал» привидениями, а потом попросил органиста показать, как играет орган — обступив музыкаета, мы впервые в жизни наблюдали за игрой органиста и прослушали короткий рассказ об этом уникальном инструменте. Пожилой, но удивительно крепкий духом ксендз готов был уделить еще столько же внимания, если бы у нас, молодых, остались  силы и время!  

Влияние католической церкви сказывается на повседневной жизни поляков, их общественной морали. Польское телевидение и глянцевые журналы показались нам скромнее наших, украинских. На вечерних улицах, в кафе не встретишь и десятой части того, что попадается у нас на каждом шагу. Здесь очень высоки семейные ценности — при этом пример подают сами лидеры громад. У того же мэра Каменя Поморского — 3 дочери, у его зама — 3 сына, у заместителя мэра Щецина — пятеро детей. У руководителя нашей программы Пшемислава Фенриха — 5 дочерей, однако они усыновили еще и мальчика.

На встрече с мэром Каменя Поморского (кстати, незапланированной — он просто гулял с женой по городу в воскресный день и пригласил нас в ратушу) прозвучала мысль о том, что главная опасность для Европы — демографическая: через десять-двадцать лет коренные европейцы могут оказаться в меньшинстве из-за спада рождаемости и наплыва эмигрантов из Азии и Африки. Однако, хочется верить (учитывая вышесказанное), что полякам это пока не грозит.

Прошлое и настоящее    

Мне особенно было приятно видеть, как трепетно они относятся к своей истории! Здесь, в бывшей Пруссии, где Польше, казалось бы, нечего сохранять, поляки не только тщательно берегут любой польский след, но и все, что связано с этим краем в период немецкого и скандинавского правления.

В костелах висят огромные мемориальные доски, на которых запечатлены важнейшие даты и события этих мест — от основания до наших дней, а насчитывают эти храмы иногда по 800 лет! Здесь вы увидите барельефы выдающихся деятелей культуры и священнослужителей. Поляки сумели восстановить разбомбленные города именно такими, какими они были до войны. Так и говорят в шутку: «Это наш новый старый город!». Кафедральный собор Щецина еще лет тридцать назад стоял наполовину разрушенным, на его верху даже росли деревья! Сейчас он украшает весь город, а с его смотровой галереи, созданной, по инициативе ксендза, под самым куполом, открывается поразительная панорама этого древнего и юного города.

В костеле Каменя Поморского вообще открыли городской исторический музей — временно, пока не подыщут постоянное помещение. Кстати,  ратуша этого города находится в здании ХVI века.

Особых слов заслуживает то, как поляки относятся к историческим памятникам и исторической памяти, как они следят за своими кладбищами, как в строгой узде держат уличные вывески и рекламные щиты — чтобы, не дай Бог, они не повредили старине!

Однако знание и дух истории им нужны не сами по себе и не для привлечения туристов, ведь история — важнейший фактор формирования нации. «Свобода, независимость, солидарность — ключевые понятия для польской идентичности», — говорит историк и журналист Пшемислав Фенрих.

Именно в собственной истории поляки постоянно находят яркие примеры «ключевых понятий собственной идентичности», которые помогают им преодолевать нынешние трудности и двигаться вперед. Думается, украинская история абсолютно ни в чем не уступает польской, но… (продолжите дальше сами).

Оказывается, можно жить и так…

Вместе с отношением к истории поражает, конечно, высокая культура, которая давно стала неотъемлемой частью повседневной жизни поляков: начиная от непременных приветливых улыбок в сфере обслуживания и желания понять любого человека, даже не говорящего по-польски, заканчивая бумажными полотенцами и мылом  во всех местах общего пользования, а не только в ванной. Чистота их городов и сел для нас кажется просто непостижимой. За все время я только однажды увидел пакет с мусором у обочины дороги, идущей через лес — видимо, вылетел с машины, а водитель его не заметил. Кстати, параллельно с этой трассой через весь лес тянулась велосипедная дорожка, которую вполне можно использовать как тротуар. 

Как-то мы вернулись в готель в одиннадцатом часу вечера и увидели, что дворник заметает нападавшие осенние листья… На Варшавском вокзале на наших глазах одна спешившая на поезд пассажирка уронила пакет с бутылкой вина — буквально через тридцать секунд появилась бригада уборщиц, которая за несколько минут, используя специальную технику, убрала стекло и лужу и вымыла все специальным раствором. Следует добавить, что это происходило в огромном потоке людей, спешащих на свои поезда, потому что они там не стоят более 5 минут.

Я не знаю, куда поляки девают мусор, но мы его просто не видели! Леса, кустарники стоят подстриженные и чистые — валежник и кучи веток мы заметили, только когда въехали в Украину. Правда, говорят, что из-за высокой цены на газ (в 2009 году она была у них уже более 500 долларов) поляки предпочитают отапливать помещение дровами, а на газу готовят пищу. Нет там цунами из целлофановых пакетов и бумаг, нет заполонившей нашу землю амброзии — ни в городе, ни в деревне, ни в дикой природе. В такой чистоте ни у кого не поднимется рука бросить бумажку. Вообще валяющийся мусор здесь можно воспринимать как ЧП. Как ни странно, больше всего его было в Берлине, возле переполненных баков, видно, не справляющихся с потоком туристов.

Этот бронзовый водопроводный люк в центре Колобжега тоже посвящен историческому событию

Эта чистота естественно перетекает в заботу об окружающей среде: в центре города можно увидеть небольшой водоем, где в естественных условиях живут дикие утки и лебеди, которые совершенно не боятся людей и выходят к вам в ожидании лакомства. Интересно, но ни разу нам не попадались бродячие коты и собаки, которые у нас бегают целыми стаями — куда они деваются, мы не спросили, но их там, действительно, нет!

Эта культура отношения к людям и окружающему миру становится неотъемлемой частью поведения и ментальности людей. Когда мы встречались с главой сеймика Мареком Таласевичем, он спросил первым делом, сколько мы даем ему времени, а затем, по ходу беседы, когда у него зазвонил мобильный телефон, попросил нашего разрешения ответить на звонок. Он уделил нам два часа, поблагодарил за то, что мы предоставили ему редкую возможность вспомнить русский язык (в свое время он четыре года прожил в Харькове) и ответил на все наши вопросы. И это не выглядело позой или игрой — все было очень естественно и непринужденно.    

(Окончание следует)


Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (3 голосов, средняя оценка: 1,33 из 5) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

4 комментария к статье “Иди и смотри”

  1. Глопус:

    Пшеки такие же как и мы… Но олени-Мы можем им подогнать Янука-в -законе, Азара в собственном соку, Приюща с диоксином , Юлю Тварюлю , Кучму- скота,а вообще спасибо жителям Донбасса за все это шобло сенсоредов….

  2. малоросс:

    Хочу успокоить всяких грантоедов и любителей европейских велодорежек,в ЕС нам не быть.Судя по событиям,между США /ибо действительными хозяевами всяких НАТО и ЕС,являются США/ и Россией существует договоренность, что Украина будет в зоне влияния России,а иначе в ЕС и НАТО мы были бы еще при Ющерозавре.Думаю об этом знает и Янукович,ибо он не стал бы так смело сажать Тимошенницу/и поделом ей,а ты не воруй/ и весь этот фарс с недовольством дэмократической общественности запада и полунегативной реакцией Москвы на арест Юли,всего лишь политический ход,что бы были веские поводы отказать Украине вспать в Ес и толкнуть в таможенный союз.И я этими обстоятельствами весьма доволен,теперь бы только Янык не оплошал.А насчет спасибо жителям Донбасса,так кушайте наздоровье.Вообщим как в пословице,»нашему теляте удалось волка съесть»

  3. Читатель:

    Не дачитал дажи да сиредины! Слишкам многа букф!

    • Глопус:

      А гамном с яковлевки теперь по ночам воняет, аж глаза слезятся…И где этот сенсоред на нашу голову взялся. Сидел бы сцука в Хайфе , так нет в парламенте….