Как крысы людей подтолкнули
Евгений ФИАЛКО
Любому терпению приходит конец. Жители дома по ул.Космонавтов 1, перестали надеяться, что работники ЖЭКа когда-нибудь обратят на них внимание. Последней каплей стало отношение к расплодившимся крысам. Пообещав потравить этих опасных грызунов, старший мастер ООО ДЭП «Домсервис», обслуживающего данный микрорайон, не только больше не появилась здесь, но, по словам жильцов, даже перестала отвечать на звонки. Как-то, прождав ее целый час, люди сели и накатали коллективную жалобу, вписав туда все, с чем они долгое время мирились, потому что терпеливее народа, чем наш, трудно сыскать на белом свете.
Петиция получилась внушительной, из 13 пунктов. Подписались под ней 26 человек и отнесли в родной ЖЭК (который сейчас называется ООО ДЭП «Донсервис»), исполком и газету «Наша Дружковка».
Первый пункт, конечно, — потравить крыс. Требование это довольно странное, потому что уничтожением мелких грызунов и вредных насекомых занимается специальный отдел санэпидстанции. Дезинструктор СЭС Тамара Руднева хорошо знает этот дом. Она говорит, что раньше его неоднократно обрабатывали, даже с бригадой из Донецка, так как там завелся большой выводок крыс. Но в этом году от «Домсервиса» заявок не поступало, а дератизация и дезисекция проводится только по заявкам.
— Мы готовы обрабатывать дома по минимальному тарифу (100 кв.м) — меньше нам просто нельзя. Готовы выходить столько раз, сколько требуется, но нужны заявки, а их нет.
— Могут ли работники ЖЭКа сами травить крыс и насекомых? — поинтересовались мы.
— Конечно, нет, — ответила Тамара Руднева. — Дератизацией и дезисекцией имеют право заниматься только специализированные организации, имеющие лицензию. Ведь это очень серьезно — какую приманку приготовить, в каких дозах и где ее положить. Меня очень тревожит, что работники ЖЭКа делают это по своему усмотрению — так недолго до беды!
Кстати, соседнее ООО ДЭП «Квадро» тоже почти год игнорировало санэпидстанцию, но после недавней прокурорской проверки из Донецка уже четыре раза в течение месяца направляло заявки в СЭС.
Возможно, дело в деньгах? Как сказала Тамара Леонидовна, один вызов на площадь 100 кв.м стоит 129 гривень, но самое главное — эта услуга включена в тариф за жилье, то есть мы ее оплачиваем каждый месяц, но не получаем!
Как выполняются остальные услуги, судите по приведенной ниже таблице (стр.4).
Большинство других пунктов в жалобе жильцов дома по ул.Космонавтов,1 находятся в компетенции ЖЭКа. Хотя не все.
Так, массу неприятностей им доставил (и продолжает доставлять!) какой-то предприниматель, имени которого никто не знает, а, если знает, боится называть. Он захотел сделать пристройку к торцу дома со стороны магазина «Беларусь». Жители подняли шум, пошли к мэру. Стройку свернули. Рабочие, правда, успели разбить отмостку, чтобы подключиться к домовым коммуникациям, и завезти вагончик.
Вагончик стоит до сих пор — его превратили в общественный туалет, прямо под окнами первого подъезда. Пивных точек и палаток вокруг пруд пруди, а туалета ни одного — вот и идут сюда.
Как рассказал нам главный инженер ООО «Домсервис» Олег Радионов, как-то, после многочисленных жалоб, он заказал кран, подъехал и хотел уже увезти злополучный вагончик. Но только подцепил его, как последовал звонок от начальника, запретившего трогать «чужую частную собственность». Хозяин нашелся моментально, но «собственность» до сих пор не забирает — видимо, ему выгодно держать ее здесь. А, может, надеется, что пристройку все-таки разрешат? Кстати, разбитую отмостку тоже пока не бетонировали, и дождевые потоки бегут прямо в подвал. Вывороченную бордюру пришлось убирать работникам ЖЭКа, так как вода бежала прямо в подъезд. Если это не беспредел «своих» предпринимателей, то что тогда? Естественно, жильцы по Космонавтов,1 категорически против новой остановки, которую хотят поставить на перекрестке улиц Радченко и Космонавтов (см.НД от 13 июля) — они уверены, что во «встроенном павильоне» будет очередной «генделик», а им и своих хватает!
Не в компетенции ЖЭКа находится и ремонт детской площадки, так как эта услуга не входит в тариф за жилье. Вообще, жителям этого дома не повезло с местом: их двор служил проходом к крупному в свое время рынку «Солнечный». Сейчас рынка нет — его переоборудовали под автостоянку, а двор и прилегающую территорию к магазину «Беларусь» заняла стихийная торговля. А стихийная она и есть стихийная — за собой никто не убирает. Хотя тут и легальной, и полулегальной торговли тоже достаточно — место раскрученное с советских времен, в основном, конечно, продают алкогольные и слабоалкогольные напитки. Разборки и драки происходят каждый день. А когда гаишники занимают позицию у выезда с Космонавтов на Радченко, водители норовят проскочить в объезд через этот двор. Фактически для детей места нет. Остатки детской площадки жители берегут как экспонат «красной книги», но, оказывается, ремонтировать ее некому, так как она не входит в тариф. Остается детям искать занятия самим — например, они постоянно лазят в подвал дома, набирают воду из какой-то трубы и пьют. Что это за вода? И не в этом ли подвале работники ЖЭКа разбрасывают отраву для крыс?
Остальные требования жильцов можно разбить на две группы: то, что входит в капитальный ремонт, и то, что можно сделать по текущему.
Так текущий ремонт крыши не может составлять более 10 процентов ее площади. «Иногда, — говорит Олег Радионов, — залезешь на крышу — и плакать хочется: ну, что тут сделаешь на эти 10 процентов? А больше нельзя — накажут. Вот и латаешь тришкин кафтан, а люди нас ругают за некачественный ремонт».
Действительно, крышу на этом доме, над некоторыми квартирами, латают через год, а она все течет. Во втором и третьем подъездах во время сильных дождей вода уже заливает электросчетчики — чем все это может закончиться, одному Богу известно!
К капитальным затратам относится ремонт цоколя и стяжка на лестничных площадках. Кстати, по нормативам этот дом должен быть уже трижды капитально отремонтирован, так как ему пошел 32-й год, а не было ни одного!
По некоторым вопросам нужны письменные обращения: например, по поводу межпанельных швов, аварийных балконов и др. По словам Олега Владимировича, таких обращений не было. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве Дружковки в последние годы стала еще запутаннее: мало того, что ПЖРП всем руководит, но ни за что не отвечает, так еще ввели такую структуру, как Служба единого заказчика. На ее балансе находится все городское жилье, которое она сдает на обслуживание бывшим ЖЭКам, несколько раз уже менявшим форму собственности. Если возникает какой-то серьезный вопрос, ЖЭКи кивают на СЕЗ, а та разводит руками и говорит: «Денег у нас нет, мы только балансодержатели, а все договоры носят трехсторонний характер, где третья сторона — исполком». Зачем нужно это пятое колесо в телеге и кому выгодна такая многоступенчатость? Ведь обслуживание явно не улучшилось — это сразу бросается глаза, когда вы идете по городу, а тем более, если войдете в подъезд любого дома. Впрочем, одно здание из увиденных мной оставило прекрасное впечатление: здесь произведен полный евроремонт, пластиковые окна, двери, панели — все сделано со вкусом и красиво. Это здание ООО ДЭП «Домсервис», бывшего ЖЭКа №3.
Но вернемся к нашим жильцам. Из заявленных 13 пунктов жалобы главный инженер «Домсервиса» Олег Радионов, исполняющий сейчас обязанности начальника, несколько пунктов пообещал выполнить в ближайшее время. Мало того, он предложил выехать на место и вместе с жильцами осмотреть все, о чем они написали в своем обращении. Хороший пример для любого руководителя, как стоит реагировать на поступившую жалобу!
Диалог с жильцами получился довольно конструктивный: никто никого не пытался разорвать на клочки — все искали выход из создавшегося положения. Олег Владимирович пообещал восстановить контакты с санэпидстанцией, починить ливневку (вода из нее во время сильных дождей подходит к порогу квартиры на первом этаже), козырек над подъездом, поставить замки на подвальные ямы, накрыть люки (или передать горводоканалу, если это их хозяйство), проконтролировать уборку мусора. Также он заверил, что подъезды застеклят при подготовке к осенне-зимнему сезону (жильцы, кстати, располагают интересным ответом исполкома прошлого года, в котором сообщается, что все подъезды в их доме уже остеклены… хотя никто и не думал этого делать).
Интересно и то, что, несмотря на столько претензий к ЖЭКу, создавать ОСМД по Космонавтов,1 жильцы не хотят. И главная причина — сами люди. «С нашими людьми ничего не получится», — говорят они. И еще одна деталь. Когда я спросил: «Обращались ли вы к своему депутату?», то услышал в ответ: «А кто у нас депутат?» Оказалось, Борис Южик, редактор газеты «Дружковский рабочий». Наверное, некоторые и голосовали за него на последних выборах, но даже не поинтересовались, кто тогда победил. Такое отношение у наших людей к основному своему праву — выбирать власть. На кого же нам жаловаться? Правда, на следующий день жильцы все-таки встретились со своим депутатом, который пообещал им поддержку.
К чести Радионова, он не стал давить на то, что в доме по Космонавтов,1, как и везде, живут должники (суммарный долг достиг якобы 32 тысяч гривень) — любимый прием коммунальщиков. Ведь даже одному жильцу, аккуратно оплачивающему жилищно-коммунальные услуги, ЖЭК обязан предоставлять все, что записано в договоре. В свою очередь, актив дома готов помочь ЖЭКу в работе с должниками — оказывается, самые сложные вопросы можно решить, если идти навстречу друг другу.
Правда, один вопрос так и остается без ответа — почему за последние двадцать лет чем больше разваливается жилищно-коммунальный комплекс, тем богаче становится его верхушка? Когда же наступят обещанные реформы?