Как начиналась история первой школы

Борис БОЛЬБА

ScoolНа самом верху поселка Яковлевки, откуда открывается прекрасный вид на Дружковку, расположилась школа №1, отметившая в 2015 году свое 60-летие. За эти годы она переживала взлеты и падения и выпустила тысячи дружковчан, как хозяин выпускает голубей в чистое небо, чтобы они набирали высоту. Передать в газетной статье всю ее историю невозможно. Поэтому мы ограничимся более-менее подробным рассказом о первом десятилетии.

В 1955 году, через десять лет после окончания войны, в Дружковке были открыты две одинаковые новые школы: пятая (поселок Торецкий) и первая (Яковлевка). Потребность в них была огромная, потому что, несмотря на бум рождаемости, многие послевоенные школы ютились в неприспособленных помещениях, что, конечно, влияло на уровень знаний учащихся. Интересно, что на Яковлевке в то время была большая полноценная средняя школа №2, но и она не могла вместить всех желающих, так как фактически этот поселок был центральным до самого конца 50-х годов, когда был отстроен центр города — улица и площадь Ленина.
Первого сентября 1955 года коллектив средней школы №1 во главе с молодым директором, учителем истории Тамарой Николаевной Киселевой принял радушно первых учащихся. Сюда были переведены из школы №3, находившейся в здании бывшей яковлевской поликлиники, учащиеся 5-7 классов, а из второй школы — учащиеся 8-10 классов.
Вместе с ними перешла часть учителей. Уже в этом году было сформировано 3 выпускных десятых класса (для нынешних школ это кажется фантастикой, хотя, напомним, война с неисчислимыми потерями закончилась всего 10 лет назад). Классными руководителями в них были назначены Л.П.Банникова, Н.С.Неверова и В.М.Мищенко.
В 1956 году состоялся первый выпуск, и из 108 учащихся трое получили серебряные медали. Через год — второй выпуск, из 84 выпускников два серебряных медалиста. Такой была тяга к знаниям у послевоенного поколения.
Среди классных руководителей особенно отличалась В.М.Мищенко. На первом родительском собрании она предложила пошить девочкам школьную форму. И хотя время было очень тяжелое, родители согласились, а потом это нововведение подхватили в других классах.
…Я сижу в одной из классных комнат нынешней первой школы и листаю старый альбом, где записывался дневник школьных будней. Вот что оставила в нем ученица 8 класса Людмила Картузина: «Школьная жизнь — это один из самых прекрасных периодов в жизни человека. Все приходят в школу маленькими ребятишками, с пеналами и книжками. Все для них здесь новее, неведомое, великое и прекрасное… Проходят годы. Последний десятый класс. Школьные интересы, уроки, учителя, светлое детство — прощайте… Защемит сердце, нахлынет грусть, и станет жаль школьных лет…
Отшумело детство, отлетело, как птичья стая. Пришла юность — тоже прекрасная пора, полная своих крылатых помыслов, планов на будущее. И воспоминания о ней, что звала их вдаль будущих десятилетий, останутся на страницах этого альбома, которые посвящены нашим старшим товарищам, десятиклассникам.
Пройдут годы, и мы встретимся с вами в стенах нашей родной школы — возможно, через многие годы и расстояния… И перевернем страницы этого альбома, который станет уже историей нашей жизни…»
Переворачиваю страницы этого альбома и я, как будто иду по истории будней первой школы. Кроме общеобразовательных предметов, учащиеся получали здесь богатый культурно-духовный потенциал. В школе работало много кружков: хоровой, технический, литературный, исторический…
Как-то ребята предложили провести экскурсии по местам исторической славы, а затем показать постановку на историческую тему «Юность отцов» Бориса Горбатого. Отрывок постановки был подготовлен участниками исторического кружка и очень понравился учащимся младших классов. А ведь именно в этом возрасте формируются в человеке такие основные понятия, как любовь к Родине, ее истории и культуре.
Среди кружков особое место занимал хоровой. Сколько песен прозвучало под сводами этой школы! Помните замечательные слова из песни: «Молодость мира, ты — счастье мое…»? Удавалось им побывать и в столице Украины, Киеве, о котором написана эта песня, посетить Печерскую Лавру, увидеть с зеленых круч величавый Славутич Днипро…
А вот читаю рассказ об экскурсии в город-герой Севастополь. Главная цель — посмотреть панораму обороны Севастополя, памятник затопленным кораблям, прикоснуться к героическому прошлому нашей Родины. Члены исторического кружка — Лидия Тютюнник, Павел Ливенцов, Анатолий Зинченко, Людмила Нагорная — подготовили описания легендарных памятных мест. Экскурсия имела большой успех. Слухи о ней распространились за пределы школы, и ребят пригласили на встречи в городские библиотеки.
А кроме этого, члены исторического кружка помогали оформит кабине истории, где появились вскоре две осветленные диорамы: «Восход солнца над Кремлем» и «Ленин на станции Разлив». Были изготовлены сорок рамок, картин, плакатов, шкатулка для старинных монет. Здесь свой вклад внес столярный кружок. А девчата шили и вышивали все необходимое. Около трех месяцев кружковцы были заняты этой работой. Наконец, 1 января 1959 года исторический кабинет был открыт. В его создании принимали участие Владимир Недельченко, Иван Марченко, Александр Босый, Николай Васильев, Елена Лукьяненко (она потом окончила школу с золотой медалью). Художественное оформление проходило под руководством учителя рисования А.А.Бойко.
В апреле 1959 года Верховный Совет Украины принимает Закон о реформе школьного образования. Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее образование, а вместо десятилетнего — одиннадцатилетнее обучение. За время учебы учащиеся должны были овладеть одной из массовых профессий, для чего создавалась определенная материальная база. Стратегическим направлением реформы была политехнизация школы, укрепление ее связей с производством. С этой целью в школе внедрялось трудовое обучение, часть занятий проводилась на предприятиях. в колхозах и совхозах.
Не осталась в стороне и Яковлевская школа №1. Она получила название средняя политехническая школа. А гороно принял решение создать на ее базе школу третьей ступени, т.е. перевести сюда из города все старшие классы с 9 по 11. Начальное и среднее звенья перевели в соседнюю вторую школу.
Несколько лет старшеклассники всего города ездили в первую школу и получали здесь аттестат о среднем образовании. Желающих было очень много. Директором оставалась Тамара Николаевна Киселева, завучем стала Лидия Прокофьевна Банникова, а завучем по профессиональному обучению был назначен Сергей Егорович Блинов, проработавший в этой школе более двадцати лет.
Новый 1960-61 учебный год принес много нового и интересного. Это был первый год работы школы по новому закону. Чарующими были новогодние утренники. Старшеклассники устроили бал-маскарад в нарядах литературных героев. Были здесь и русские богатыри и дядька Черномор, и пушкинская красавица, одетая в убранство того времени, и другие герои. Это представление подготовил литературный кружок под руководством Екатерины Дмитриевны Лариной.
...Наступало новое время. Коммунистическая партия объявила, что через 20 лет в нашей стране будет построен коммунизм. Это было время энтузиазма и созидания. Яковлевская средняя школа №1 тоже включилась в подготовку будущих строителей коммунизма...


Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (1 голосов, средняя оценка: 1,00 из 5) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

Один комментарий к статье “Как начиналась история первой школы”

  1. Шаповалов:

    Евг. Борисович. Мы же на одном из заседаний городского НСКУ обсуждали эту тему. А вы печатаете такое. Статью автор начинает с того, что школа основана в 1955 году. А это в корне не верно!!! В том году было построено новое здание школы. Но школа существовала и до того. Минимум с самого начала ХХ века,а может и с конца ХІХ. Это была начальная заводская школа. Завода Донецкого общества(французского). Завод нуждался в грамотных людях и французы были не дураки. И это понимала администрация завода.
    В 1907 году в этой школе начал работу молодой учитель математики,незаурядный человек Василий Мустяц. В 1912 он открывает частную школу при конном заводе Елисеева(ныне поселок Горняк).
    И до революции и после до 1955 года там работало немало педагогов,заслуживающих на добрую память о них. Я вообще-то Дружковку не «разрабатываю», но, что знаю — то знаю.