Казаком нужно родиться
Иван Загнетов, участник боевых действий Великой Отечественной войны
Ознакомившись со статьями в местных газетах о казачестве, что я могу сказать по этому поводу?
Кратко представлюсь: родился в Уральской станице Круглоозерная Зеленовского района, имею родословную Уральского и Донского казачества. В начале Великой Отечественной войны принимал благословение с.о. Филарета: «Казак! На бранном поле послужи за матушку-Русь. Верой и правдой командиров слушайся. Малодушных людей от дурна отговаривай. С победой домой возвращайся». Эти слова и сейчас для меня как клятва, как заповедь.
В период Великой Отечественной войны я сражался на четырех фронтах. Был девять раз ранен. С войны возвратился с наградами, шрамами, инвалидностью II группы.
Дорогие соотечественники! Если исходить из академического определения, то «казачество — это военное сословие в дореволюционной России в 18-м — начале 20-х веков. В 14-17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах. В 15-16 вв. на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков…
В начале ХХ в. существовало 11 казачьих войск. В 1920 году казачество было упразднено как сословие. В 1936 году были созданы донские, кубанские и терские казачьи соединения».
Вот, пожалуй, в общих чертах и все. Остается разве что добавить, что ни профессиональные историки, ни даже публицисты до сих пор в полной мере не смогли объяснить, почему идеи и взгляды казачества оказались столь востребованными сегодня и почему именно с ними связываются зачастую фундаментальные основы государственного строительства?
Для меня образцом чисто исторического взгляда был и остается Михаил Шолохов, предельно объективно, в высшей степени правдиво писавший о казачестве. Вспомним, например, его «Донские рассказы» или роман «Тихий Дон», за который писатель получил Нобелевскую премию. Откровенно говоря, далеко не всегда и казаки отличались лояльностью по отношению к существовавшей власти. К примеру, деятельность ОУН-УПА тоже рассматривается вне исторической перспективы. Эти формирования возникли не сами по себе, а как итог трагических процессов, проходивших в Западной Украине в ХІХ и начале ХХ веков. Во время Первой мировой войны австрийские власти сформировали «легион украинских сечевых стрельцов» из галичан, желавших сражаться на стороне австрийского цесаря против своих братьев по крови в армии российского императора.
Против какой «Советской власти» они тогда сражались? А ведь все руководство ОУН либо служило в «сечевых стрельцах», либо было их близкими родственниками. Поэтому «антисоветсткость» — лишь предлог.
Однако не могут быть нашими героями те, кто ненавидит братские народы и их единство!
Сегодня одни исследователи считают, что казаки — это просто беглые холопы, другие возводят их в ранг отдельной национальности, берущей начало от черкесов-хазаров-готов. Но очевидно одно: казак — прежде всего воин-защитник, и это определяет его статус, положение в обществе.
Во всех войнах казаки оказывались на острие борьбы. В том числе они принимали участие и в освоении новых территорий. Жизнь казаков была наполнена опасностями, но над ними никогда не стоял государственный чиновник. Отсюда и складывается образ казака — свободного и сильного человека.
Есть такая пословица: «Казаком нужно родиться». У нас же в настоящее время создалась довольно странная ситуация, когда могут собраться три, четыре человека и объявить себя казаками, ссылаясь только на известные строки о том, что «Ми браття казацького роду»…
Кто-то охватывает своим влиянием район, город, кто-то — область. А кто-то просто сидит в своей комнатке, «выбитой у власти», и наслаждается тем, что провозгласил себя генералом.
Таких «всеукраинских казачеств» в Украине уже около четырех десятков, плюс к этому около пятисот организаций с местным статусом — городским, районным, областным. И процесс этот начался с 90-х годов минувшего столетия на волне так называемого национального возрождения, когда на Хортице было объявлено о возрождении казачества во главе с Вячеславом Черноволом. Потом казачество возглавил «главный политрук новой украинской армии» Владимир Мулява.
Однако позже совершенно закономерно начались и другие процессы, связанные с категорическим неприятием ни идеологии, ни практики деятельности подобного «украинского казачества», замешанного на национализме. С чем это связано? Возьмем Россию. Там процесс возрождения казачества проходит в условиях, когда еще остаются живы носители исторической памяти, когда для подтверждения своего казачьего происхождения нужно назвать войско, станицу, имена предков. Если человек «плавал» в этих вопросах, ему совершенно справедливо говорили: «Какой же ты казак?»
А у нас казаком может объявить себя кто угодно — человек любого происхождения, любых убеждений, любой веры!
В минувшем году командой Президента Украины усиленно лоббировалась идея принятия закона о казачестве. В понимании авторов этого законопроекта казачество являлось лишь своеобразной партией с казачьей атрибутикой, признанной обеспечить (вернее, обслуживать) интересы Виктора Ющенко. Вплоть до административного назначения атаманов на уровне областей и районов.
Появился и камень рядом с памятником Богдану Хмельницкому в Киеве, на котором было «вырублено на века», что Виктор Ющенко — гетьман украинского казачества.
В этой связи очень важно знать, что не было ни российского, ни украинского, ни какого-либо еще национального казачества.
Было казачество по месту проживания — Войско Донское, Запорожское, Кубанское, Терское, Уральское, Амурское…
К сожалению, в массовом сознании сегодня сформировался образ казака — непременно в красных шароварах, с оселедцем на бритой голове и обязательно с гипертрофированным националистическим сознанием.
А ведь во времена казачества никаких наций не было — они просто не сложились к тому времени. И никак не мог казак того времени думать о том, чтобы создать какую-то особую «демократическую нацию», и в страшном сне не могло привидеться, что он станет славить Бога не по канонам своих предков.
Если же речь идет о возрождении казачества, то ему предстоит проживать в станицах, хуторах и, по традиции своих предков, изучать и заниматься производством сельхозпродукции. Изучать и осваивать законы природы, бережно, с любовью относиться к ней… А природа-земля щедро вознаградит его плодами своими. Казак — станичник испокон веков, он профессионально владел ремеслом кузнеца, плотника, кожевника, шорника, бондаря, колесника, мельника и др. Искусно владел ездой на коне. Умел преодолевать пересеченную местность, водные рубежи, рубить лозы саблей, владел джигитовкой, укладкой коня.
Все перечисленное выше, не приведи, Господь — применять в боевых действиях, а только театрализованно, проявляя артистизм, радовать в праздничные дни людей песнями и залихватскими танцами с молодецкой удалью. Лишь при таких условиях юноша в 16 лет и посвящается в казаки!
Дешево продвижение сайта раскрутка сайта дешево.