Ключи от реформы лежат в сейфе директора школы
Когда я отработал в школе несколько лет, мне встретился мой любимый учитель. Он был уже на пенсии. Поинтересовавшись, как идут дела, Виктор Васильевич сказал с легкой иронией (которую мы в нем очень любили):
— Сколько я работал в школе, столько она и реформировалась…
А начинал он, кстати, в тридцатых годах. Мы, ученики, конечно, не понимали, что ходим в школу в период какой-то очередной реформы — мы просто очень любили и уважали своего учителя.
В постмайданное время реформа школы была неизбежной. Но насколько она соответствует его задачам и как вписывается в реалии нашего провинциального города? Рассмотрим это на двух примерах.
Учитель и деньги
Возвращаясь опять же к своему учительскому прошлому, я не помню, чтоб мы когда-то собирали деньги в фонд класса или школы. Единственное, что меня (как и других классных руководителей) напрягало — это сбор денег на питание учеников. Но в начале 90-х годов нам удалось от этого избавиться путем категорического отказа. Это был, кстати, один из показателей тогдашнего реформирования школы — ее демократизации.
В то время заводы в качестве шефской помощи делали ремонты, а бюджет выделял деньги на учебные пособия, мебель и т.д.
Эта устоявшаяся система стала рушиться с началом приватизации крупных предприятий, и возникавшие проблемы перекладывались на плечи родителей.
Постепенно учебные заведения (а следом и детские сады) вошли во вкус. Родительские поборы стали чуть ли не узаконенным новым налогом. Многие просто перестали ходить на собрания, потому что там решался один-единственный важный вопрос — сколько нужно сдать на очередную «потребность».
В масштабах Дружковки эта цифра колебалась в пределах 500 тысяч гривень в год. По крайней мере, за такое количество собранных «внебюджетных средств» всегда благодарил городской голова Валерий Гнатенко начальницу ГорОО Ирину Бучук еще в довоенное время. Так продолжалось фактически до прошлого года. Правда, сумма менялась с учетом инфляции.
Родители особо не вникали, как расходуются их «благотворительные» взносы, ведь они не враги своему ребенку. Но при желании можно было увидеть, что пластиковые окна и двери стоят, как минимум, вдвое дешевле. А за 6 тысяч гривень можно оклеить классную комнату позолоченными обоями…
Ропот недовольства постепенно рос, подпитываемый ухудшением материального положения. Далеко не последнюю роль стали играть социальные сети, где можно было разместить не только гневный пост, но видео или фото. Некоторые родители осмелились пойти на прием к городскому голове с жалобами. А там, как обычно, сидит десятка полтора руководителей различных служб и отделов, и большинство из них тоже родители или бабушки-дедушки. Ну, а мэр давно уже нацелился в Верховную Раду, и лишний негатив ему ни к чему…
Одним словом, 2019 год стал переломным в финансировании первоочередных потребностей школ и садиков: все их заявки на летние ремонты были удовлетворены за счет местного бюджета. Так называемые «фонды школ» исчезли как пережиток недостроенного капитализма. Надолго ли? Зависит от нас.
Закон как дышло?
Одним из факторов, ускоривших этот процесс, стало требование Закона Украины об образовании, принятого в 2017 году, о размещении в десятидневный срок в открытом доступе финансовых отчетов учреждений образования.
Правда, в какой форме это делать, не оговаривалось, поэтому отчеты появились, но разобраться в них (а, значит, проконтролировать) было очень сложно.
Однако спасти «стену умолчания» вокруг школьных фондов было уже невозможно. Знаменательным для нашего города стало 30 октября 2018 года. Тогда в молодежном центре библиотеки им.Л.Украинки, в присутствии нескольких десятков представителей школ, состоялось подписание меморандума между городским отделом образования и Херсонским фондом «Об`єднання». Его глава Юрий Антощук является координатором системы открытых бюджетов Украины OpenSchool (см. НД от 7.11.2018 г.). Дружковские школы подключились к программе ИСУО (информационная система управления образованием), которая позволяет в открытом доступе увидеть не только важнейшую информацию об учебном заведении, но и контролировать поступление и расходование финансовых средств фактически в режиме он-лайн. Инициатором этих изменений стала общественная организация «Нова Дружківка».
«Наконец-то! — подумалось тогда. — Свершилось!» Теперь любой желающий может набрать в Google номер школы, ее сайт ИСУО, зайти в раздел финансовой отчетности и увидеть, какая потребность для этого учебного заведения считается приоритетной, сколько на нее собрано денег, кто и когда их сдал, и даже, при желании, сделать свой взнос, потому что данная система работает как банковская.
Правда, Юрий Антощук уже тогда добавил ложку дегтя. По его словам, эту систему они начали внедрять в Херсоне с 2015 года, еще до принятия нового Закона об образовании, и наибольшее сопротивление ей оказывали администрации школ. «Однако теперь им некуда деваться», — добавил он.
Примечательно, что Дружковка оказалась первым городом в Донецкой области, который согласился ввести систему OpenSchool. Затем к ней присоединились Краматорск, Славянск, Константиновка и Мариуполь. Сейчас в нее входят сотни больших и малых украинских городов, и разработчики уже подготовили новую программу с улучшенным дизайном, повышенной скоростью и новыми функциональными возможностями. Ее вполне можно использовать как сайт школы.
Готовя данный материал, я решил проверить, как работают сайты ИСОУ дружковских школ. Там, действительно, появилось много яркой и полезной информации — но, к сожалению, нет самого главного: понятной и простой финансовой отчетности. Вместо этого помещены сканы бухгалтерских отчетов с кодами бюджетных статей и общими суммами расходов. Что они дают обычному родителю или бывшему выпускнику школы? Сделали ли они финансовую деятельность учреждений образования более открытой? Вряд ли. Формальности соблюдены, но суть не поменялась…
А как, в целом, по Украине?
Мы связались по телефону с Юрием Антощуком, который сейчас входит в экспертно-консультативный комитет по вопросам развития сферы образовательных информационных систем при Министерстве цифровой трансформации.
— Сама система ИСУО не может решить всех проблем, — сказал он, — она только является хорошим инструментом для тех, кто хочет изменений в школе.
По его словам, ключевой фигурой реформирования школы является директор. Независимо от возраста, города, количества учащихся в школе — если он понимает, какие плюсы его учебному заведению несет финансовая открытость, он будет внедрять систему OpenSchool. Если же его все устраивает, то никаких изменений не будет.
Ситуация, аналогичная дружковской, наблюдается во многих школах Украины. Даже в том же Херсоне, где данная система вводилась с 2015 года. Правда, есть и положительные примеры — все, действительно, зависит от руководителей образования, в первую очередь, от директора школы.
Также Юрий Антощук сообщил, что сейчас в Министерстве образования и науки прорабатывается вопрос, как заставить учебные заведения выполнять требования Закона о финансовой отчетности. Есть даже прецеденты, когда на школы накладывались штрафы через суд. Контролировать же школы могут отделы образования и общественность. Но родители побаиваются и не могут разобраться в безликих бухгалтерских формах отчетности, а отделы образования ссылаются на автономию школ и прорехи в законе.
Без сборов денег не обойтись?
Нам удалось побеседовать с главным специалистом по вопросам полного среднего образования Дружковского ГорОО Татьяной Иващенко.
Она сказала, что школьные фонды ликвидированы, а вопросы функционирования сайтов учебных заведений (в том числе ИСУО) рассматриваются отделом образования примерно один раз в квартал.
— Если мы получаем информацию, что где-то «перегибают палку» (например, решили всем закупить дневники с логотипом школы, которые намного дороже обычных), то проводим беседу с администрацией, — говорит Татьяна Николаевна. — Принцип должен быть один: никто никого не имеет права заставить сдавать деньги.
Однако без фондов класса все же не обойтись, считает она:
— Я сама родительница и понимаю, что постоянно возникают вопросы, которые централизованно не решишь: бутыль с питьевой водой в классе, разовые стаканчики, салфетки, цветы по какому-то поводу, поездки на природу, краски и бумага для конкурса — да много ли чего! Где для этого брать деньги?
Она рассказывает, что в их классе в начале года родители, без учителя, решают, сколько надо собрать денег в фонд класса. Как правило, выходит гривен по сто. В конце года ответственный за покупки отчитывается, прикладывая чеки и квитанции. Она даже показала тетрадку, которая у нее осталась от бывшего председателя родительского комитета с финансовыми документами за несколько лет.
По ее словам, бывают единичные случаи, когда кто-то не может (или по какой-то причине не хочет) внести свою долю — ребенок в этом случае не должен страдать, его права никому нельзя нарушать.
В целом, она сторонница сотрудничества учителя, директора школы и родителей в такой тонкой сфере, как привлечение внебюджетных средств: все недомолвки, подозрения и слухи исчезнут, если эти вопросы будут рассматриваться максимально прозрачно.
Открытость есть лучшая политика и лучшая реклама любой организации, в том числе и школы, куда мы отдаем самое дорогое — своих детей.
В триаде «школа-ГорОО-родители» два последних звена максимально заинтересованы в финансовой прозрачности. Значит, дело за школой? Будем ждать новых инструкций из министерства или?..
Питание как испытание
Давайте перейдем ко второй части нашей статьи, где, возможно, находится ответ на этот вопрос.
Одно из самых ярких трагикомических воспоминаний о работе учителя у меня такое: я стою в школьной столовой во главе стола, а ученики проходят мимо с тарелками и показывают, сколько они съели. Некоторых я возвращаю доедать. Они ноют, жалуются, что «терпеть не могут эту холодную кашу», но, в конце концов, впихивают в рот одну-две ложки и бегут на переменку, возможно, выплевывая все в школьном дворе.
Это был так называемый период стопроцентного охвата школьников горячим питанием. Государство давало дотации, школьные завтраки стоили недорого — стакан молока, например, 2 копейки. Вот тогда и наступил золотой период выращивания свиней отходами со столовых.
Система школьного питания одна из самых консервативных. В какой-то мере она более «железобетонная», чем система финансовой отчетности, потому что ее создавали серьезные государственные институты … правда, лет пятьдесят назад.
С тех пор изменилось все: продукты, технологии, рецептура, сервис. Не поменялось одно —стойкое неприятие многими детьми школьных обедов.
В Дружковке все эти годы питанием в школах бессменно занималось КП «Громадське харчування» (доживший до наших времен хорошо знакомый «Общепит»). Согласно закону, каждый год ГорОО проводило тендер на обслуживание школьных столовых, и каждый раз в нем был только один участник — КП «Громадське харчування». Возможно, одной из главных причин являлось оборудование этих столовых, находящееся в его собственности.
Но сложившееся монопольное положение «Общепита» привело только к одной «стабильности»: растущему недовольству системой школьного питания. Многие дети отказывались ходить в столовую, родители жаловались, что платят деньги за то, что потом идет в отходы. Работники столовых пеняли на допотопное оборудование и низкие зарплаты. А руководители города, слушая жалобы, вспоминали свои школьные годы и считали, что так было всегда и никто не в силах что-то изменить в этой неприкасаемой системе…
Возможно, были и другие причины, потому что, когда Краматорский комбинат детского питания, обслуживающий еще Константиновку и Бахмут, попытался поучаствовать в тендере в Дружковке, ему посоветовали этого не делать…
Так бы все и крутилось на сорванной резьбе, если б однажды к процессу не подключились общественные активисты. В прошлом году ГО «Громадський патруль» сняло видеосюжет об организации школьного питания в Дружковке и Константиновке. Эти два города сопоставимы по финансовым возможностям: на душу населения здесь собирают примерно по 3 тыс.грн налогов. Презентацию фильма планировалось провести в Дружковке (с приглашением заинтересованных лиц из соседних городов). А «вишенкой на торте» должен был стать приезд известного телеведущего, совершившего революцию в школьном питании, Евгения Клопотенко.
Однако это знаковое мероприятие оказалось под угрозой срыва: в последний момент Дружковка по неизвестным причинам отказала в помещении, и его провели в Константиновке. При этом, кроме журналистов и членов «Громадського патруля», никто из Дружковки не поехал. А жаль…
Об этой истории мы подробно рассказывали в НД от 5.06.2019 г. Напомним, журналисты «Громадського патруля» выяснили, что в Дружковке питание в детских садах стоило на тот момент 26 гривень, из которых 6 гривень давал местный бюджет, а в Константиновке — соответственно — 34 и 13,6 грн. Льготников в детских садах в Дружковке кормили на 13 грн, а в Константиновке — на 34. В школах дети этой категории получали в Дружковке завтраки по 13 грн, в Константиновке — по 20 (плюс 20 грн. в группах продленного дня). Наконец, учащиеся 1-4 классов получали дотации из местного бюджета в Дружковке 6 грн., а в Константиновке — 10. Для школьников среднего и старшего звена питание в Дружковке стоило 15-17 гривень, в Константиновке оно варьировалось в зависимости от меню, которое можно было выбирать самостоятельно.
Начальница Константиновского городского отдела образования Ольга Барабаш рассказала, что они стараются играть на сезонных изменениях цен и проводят тендеры несколько раз в году, сэкономив на закупках более 2 млн. грн., или 40% выделенных средств. В Дружковке же почему-то проводят закупки один раз, экономя всего лишь 8%.
Евгений Клопотенко заявил тогда, что «система школьного питания работает сама на себя», а нужно заставить ее работать на детей. Ему удалось издать несколько сборников рецептов, которыми на тот момент пользовались уже полторы тысячи школьных столовых. А директор Краматорского комбината детского питания Алла Кущ заявила, что они давно пытались разнообразить школьное меню, правда, делали это полулегально. После того, как предложения Клопотенко были утверждены на уровне министерств, они вздохнули с облегчением. «Какое счастье — готовить детям то, что они едят с удовольствием!» — сказала она.
После того, как круглый стол в Константиновке под названием «Нове шкільне харчування» попал в интернет и получил широкий резонанс, руководство Дружковки не могло не прореагировать. На аппаратном совещании тогдашний мэр, а ныне народный депутат Валерий Гнатенко заявил: «Нам нужно тоже подумать над разнообразием школьного питания. И тендеры мы можем проводить чаще одного раза в год. Мы идем в новую школу, а это изменения не только в учебном процессе, но и в питании детей».
Однако активисты, наученные умением властей «забалтывать» проблемы, не остановились и вскоре запустили петицию с требованием к исполкому рассмотреть вопрос о школьном питании на одном из заседаний. Характерно, что необходимое количество голосов она набрала за несколько дней.
Вскоре на заседании исполкома было принято решение о пилотном проекте организации школьного питания с использованием системы Евгения Клопотенко в двух школах: 17-й и гимназии «Интеллект».
Этот эксперимент начался 1 сентября 2019 года. Перед новым годом было проведено анкетирование во всех школах. Начальница городского отдела образования Светланы Лазебник заявила тогда, что питание улучшилось везде — не только там, где проводился пилотный проект. Второе анкетирование намечалось на конец учебного года, но помешал коронавирус.
О том, что питание улучшилось, отмечали большинство участников учебного процесса, с которыми нам удалось пообщаться. В пилотных школах с восторгом встретили не только расширение меню, но и возможность выбора. В других школах отметили улучшение качества питания и сервиса: тот же салат, например, не клали в кашу или картошку, а ставили отдельно. С нового года на питание льготников стали выделять 28 грн (увеличение более, чем в два раза). Для остальных детей оно поднялось до 20-25 грн. А исполком, наконец-то, занялся обновлением оборудования, и теперь в двух самых больших школах — 12-й и 7-й — его заменят полностью на условиях софинансирования государственного (60%) и местного (40%) бюджетов.
Будет ли расширен пилотный проект для других школ, пока непонятно. Заместитель городского головы Наталья Слесаренко заявила недавно на пресс-конференции, что меню составлено до конца года и меняться уже не будет. Хотя в прошлом году это не помешало начать пилотный проект с 1 сентября.
Впрочем, неизвестна судьба и самого КП «Громадське харчування». С 1 июля, накануне своего 72-летия, ушла на пенсию его директор Ольга Фурман, передав бразды правления дочери Елене Фурман, работавшей с ней. Ушли завпроизводством некоторых школ. Закрылась столовая в исполкоме, базовая для этого КП. Само предприятие оказалось в тяжелом финансовом положении из-за карантина. Пропала часть заготовленных заранее продуктов. Работники столовых зарегистрировались в центре занятости. Идут разговоры о том, что само предприятие на грани закрытия. Вот теперь, наверное, и придется пожалеть, что в свое время не пустили в Дружковку Краматорский комбинат детского питания, проявивший себя с хорошей стороны в нескольких городах…
Доживем до…
И все же журналисты «Громадского патруля», отслеживающие эту тему, отмечают, что и там все зависит от желания директора школы и активности родителей. Если это есть, результаты замечательные. Если же нет, реформа остается только на бумаге…
Как сказал Юрий Антощук, никакая система не решит наших проблем, если мы не хотим изменить школу к лучшему.
Таким образом, на этих двух примерах мы видим, что, благодаря активности общественности и поддержке сверху, можно менять к лучшему любую, самую консервативную систему. Но мы также видим, что ключевым звеном реформирования системы образования являются директора школ.
И тут я понял ироническую улыбку своего любимого учителя…
Матеріал створено в рамках стипендіальної програми «Залишайся у професії», яку організувала ГО «Інтерньюз-Україна» за підтримки «Медійної програми в Україні», що фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.