Кого воспитываем?
Ольга ЕРОХИНА
«Лес дремучий снегами покрыт
На посту пограничник стоит
Но каких бы не встретил врагов
Дать отпор пограничник готов»
Эта простая детская песня всегда вызывает у меня, воспитателя детского сада, трогательные чувства. Дело в том, что мой отец служил пограничником и Великую Отечественную войну встретил на белоруской границе.
Воспитывалась я в духе патриотизма и как дочь солдата, невеста солдата, мать солдата, всегда испытывала огромное уважение к армии, что пыталась передать своим воспитанникам, т.к патриотическое воспитание надо начинать с раннего возраста.
У меня в руках «Программа воспитания в детском саду» за 1975 год (т.е. советское время). Какие знания об армии и защитниках страны должны получать дети дошкольного возраста?
Цитирую дословно:
«Советская армия — защитники нашей родины, армия мира. Наши войны во время Великой отечественной войны совершили много героических подвигов во имя своей Отчизны, разгромив ненавистного врага. Беречь обелиски, памятники, возложить букеты цветов, венки, чтить память погибших молчанием, мальчикам снимать головные уборы»
Для усвоения этих знаний давался довольно большой перечень художественной литературы, музыкального репертуара, проводились встречи с ветеранами, экскурсии к Вечному огню.
День Советской Армий и День Победы отличались большими утренниками.
Беру в руки «Программу виховання дітей дошкільного віку «Малятко» за 1991 год (годы независимости) В ней дано понятие об Украине, (рід, родовід, народна творчість, звичаї, традиції, незалежність). И скромно «усвідомлювати значення миру для людей»
Слова «армія»в программе нет. Нет об украинской армий художественных произведений, музыкального репертуара, упразднили детский утренник и даже нет скромного развлечения.
И когда я возмущалась: «Мы проводим такие развлечени, как «Стретение», «Сбор урожая», «Ивана Купалу», и не отмечаем праздники украинской армий, как будто у нас её нет в стране!», самодуры-начальники трясли передо мною этой программой: «Найдите в ней хоть слово про армию — не пре-дус-мот-ре-но!!!»
Есть еще современная программа, для детского сада «Дитина» за 2013 год. И в ней нечего нет про украинскую армию …
Недавно услышала городскую историю, которая поразила меня до глубины души.
Дети одного детского сада Дружковки пошли с воспитателями в больницу проведать раненых украинских солдат. Те были тронуты таким вниманием в чужом городе, благодарили детей за рисунки. И, когда поправились, уезжая на фронт, решили заехать в детский сад попрощаться. Им малыши спонтанно показали небольшой концерт и угостили чаем.
Трогательно, правда? А чем вылился такой приём детскому саду?
Посыпались анонимки во все городские инстанции:
Как?! Посторонние люди в детском учреждении?
Не в парадных костюмах, а в полевой военной форме?
Что и на детском диванчики сидели? Караул, где санстанция?
О господи, и чай пили?! Это сколько государственной электроэнергии потрачено на кипяток !
Интересно, а этот визит запланирован в годовом плане детского сада?
Получается что патриотизм и инициатива наказуемы? Пока эти хлопцы воюют там, в нашем городе, мир.
В противовес этому случаю хочу рассказать о солдате (показывали, по TV), возвращающемся с фронта. Он в кармане, возле сердца, хранил письмо незнакомой школьницы, присланное на фронт с пожеланиями скорого возращения домой живым. Оно стало для бойца оберегом, и перед боем в Дебальцево он поклялся, что если выживет, то обязательно найдёт эту девчушку и поблагодарит за надежду. Когда он это рассказывал, то показали его руки. Это были большие мужские руки, чёрные от въевшийся земли, смазки и сажи, чуть дрожащие. Закалённый в боях солдат, прошедший через ад войны, волновался от предстоящий встречи со школьницей...
Потом показали эту трогательную встречу в школе. И ни у одного местного чиновника не возникли вопросы: «Почему посторонние в детском учреждении?», «Запланирована эта встреча в годовом плане школы?», «На какие деньги куплены сладости для угощения?».
Я сомневалась, что в школьной программе дают знания про армию. Скорее это зависит, уже от инициативы учителей.
Как-то одна женщина (кстати очень хорошая мама) сказала: «Я не хочу чтобы мой ребенок слушал политические бредни, тем более смотрел по TV войну.
— Война так близко. Его ровесники плетут маскировочные сети на фронт, — сказала я.
— Мой ребёнок не будет плести сети ни одним, не другим.
Принцип улитки, которой кроме своей раковины ничего не надо. Но и ей иногда приходится высовывать голову.
По сведеньем ООН в Украине погибло 65 детей, 75 раненых. Из 1,2 млн беженцев — больше 155 тысяч — дети.
Наши дети не живут в вакууме, и по-любому война коснулась каждого украинца.
Сейчас заговорили о том, что должно в школы вернуться военное дело. Один военный (из Славянска или Краматорска) сказал: «Я готов организовать обучение старшеклассников военному делу. Но когда я поговорил с ними, то понял, что только 50% поддерживает Украину. Я их научу стрелять, а они повернут это оружие против украинцев!»
Воспитывать любовь к своей стране и защитникам Родины надо тогда, когда человек пахнет материнским молоком (в раннем возрасте), а не пивом и сигаретами.
За 25 лет независимости Украины выросло взрослое поколение, которое в масштабах страны ни в дошкольном, ни в школьном возрасте не получило элементарных понятий о б армии, не говоря уже о любви и уважении к украинскому солдату.
Вывод напрашивается один — армия не нужна была самому государству — за что сейчас оно и расплачивается человеческими жизнями.
В советские времена считалось, что настоящий мужчина должен обязательно пройти службу в вооружённых силах.
За годы независимости украинская армия стала «рабоче-крестьянской», то есть состоящая из тех неимущих призывников» кто не смог откупиться от службы
Верю, что в новых программах обязательно появиться раздел «Армия Украины» и украинцы, как патриоты своей страны будут, цитировать «Конституцию», как герой фильма «Максим Перепилица»: «Служба в армии — это почетное право каждого гражданина»