Левко Лукьяненко в Дружковке
Евгений ФИАЛКО
В 1977 году его привезли в Дружковку как свидетеля по судебному процессу РуденкоТихого. Через 35 лет он снова приехал в наш город, на родину Олексы Тихого, и не мог скрыть своих эмоций. Стоя у металлической ограды измененного до неузнаваемости бывшего городского управления торговли, в красном уголке которого проходило судилище над двумя основателями Украинской Хельсинской Группы, Левко Лукьяненко произнес один из самых ярких монологов, обращенный к нам, своим современникам (см. стр.4).
Этого человека представлять не надо: политический диссидент, отсидевший в советских лагерях, тюрьмах и ссылках 27 лет — в том числе, 72 дня в одиночной камере смертника. Народный депутат Украины 4-х созывов и, пожалуй, единственный, кто отказался от предложения баллотироваться в пятый раз. Автор Акта провозглашения Независимости Украины. Посол Украины в Канаде в начале 90-х годов. Герой Украины. Автор нескольких десятков интереснейших книг и исторических исследований.
Нам, дружковчанам, Левко Лукьяненко дорог еще и тем, что оставил одни из самых проникновенных воспоминаний об Олексе Тихом, с которым судьба сводила его во время двух заключений и короткого промежутка выхода на свободу. «Політик посміхнеться з такої безкомпромісності й чистоти, — писал он о своем побратиме, — а ми скажемо: «Святий!»
Двадцать шестого мая Левко Григорович впервые после 1977 года побывал на дружковской земле. Накануне он провел презентацию своих новых книг в Донецком отделении союза писателей Украины, в субботу встретился с губернатором области Андреем Шишацким, а затем отправился к нам. Вместе с ним приехали два его помощника по Украинской Республиканской Партии, а также руководитель областной организации Европейской Партии Украины Петро Антип.
Александро-Калиново
Первая остановка — Александро-Калиново, живописное село недалеко от трассы, там, где начинается Клебан-Быкский природный заповедник. Сельчане встречали почетного гостя хлебом-солью и песнями местного хора. Левко Лукьяненко был тронут таким радушием и не мог не сказать о том, что данный обычай возник еще в эпоху трипольской культуры, наследниками которой являемся мы, украинцы.
В Александро-Калиново есть что показать: год назад здесь открылся этнографический музей «Довкілля», созданный силами громады по инициативе местного молодежного лидера, руководителя общественной организации «Енеїда» Андрея Тарамана. Здесь хранятся некоторые, действительно, уникальные предметы народного быта, собранные жителями села — причем есть экспонаты, которые отдаются ими только на временное хранение, а затем забираются для сезонных работ. Но музей уникален сам по себе как пример, чего может добиться громада, взявшись за благое дело. Интересно, что в результате стало меняться даже мышление людей: например, на тыне, огораживающем двор музея, уже год как висят глиняные глечики, которые никто не тронул пальцем. То же касается и металлических экспонатов.
Как сказал сельский голова Виталий Шаповалов, «люди вложили в этот музей душу, и поэтому ни у кого не поднимется рука что-то навредить». Районную власть в этот день представляли начальник Константиновского районного отдела по делам культуры и туризма Владимир Стражко, начальник районного отдела образования Елена Воронцова, а всю программу вела заведующая районным музеем Любовь Килко. Экскурсию же по этнографическому музею провел, с вдохновением и знанием дела, его инициатор Андрей Тараман.
Затем всех запросили в сельский дом культуры, где в просторном зале библиотеки состоялась очень теплая встреча с жителями Александро-Калиново, на которой был и устный журнал о выдающихся земляках Константиновского района (в первую очередь, конечно, об Олексе Тихом), и слово самого Левка Григоровича, и острые вопросы о нашем прошлом и настоящем.
Левко Лукьяненко поделился своими воспоминаниями об Олексе, с волнением сказал, что память о нем будет хранить до самой смерти. А, пользуясь присутствием сельских жителей, он очень доступно и убедительно рассказал о трагедии украинского народа, которую мы пережили в прошлом веке. Село является хребтом украинской нации, сказал он, поэтому все усилия царизма и большевиков были направлены на то, чтоб сломать этот хребет: расслоение крестьян по имущественному признаку, разжигание классовой ненависти, искусственный голод. Встреча в клубе длилась около часа и оставила, по отзывам, глубокое впечатление у всех участников. Андрей Тараман заявил:
— Я не мог и мечтать о том, что к нам приедет Левко Лукьяненко… Это произошло прежде всего потому, что мы смогли сплотиться и всей громадой сделать большое дело — создать свой музей.
Как ни тепло встречали в Александро-Калиново, но пора было ехать дальше. Попрощавшись с радушными сельчанами и подарив им на память свои книги, Левко Григорович отправился в Дружковку.
Алексеево-Дружковка
Конечно, нельзя было не заехать по пути в Алексеево-Дружковскую школу №14, где учился, а затем преподавал Олекса Тихий.
Левко Лукьяненко постоял в молчании у памятника своему побратиму-сокамернику, открытому 5 лет назад во дворе школы, а затем поднялся в школьный музей. Небольшую экскурсию провела директор школы Наталья Вовкотруб. Почетный гость не просто слушал, а живо интересовался многими вопросами и оставил затем подробную запись в журнале посещений: «Дякуємо за добре спланований стенд з літератури та фотокарток про Олексу Тихого. Дякуємо за Вашу увагу до кращого сина Донеччини та його героїчно-страждального шляху, який справді учить молоде покоління любові до рідного краю і жертовності за його кращу долю. Хай отой подвиг надихає всіїх відвідувачів музею бути натхненим для будівництва української України!»
На прощание он подарил школе несколько книг со своими автографами.
Дружковка
Следующей остановкой небольшого кортежа из трех автомобилей стал Дружковский городской историко-художественный музей. Здесь Левка Лукьяненко уже более двух часов ожидали люди, узнавшие о его приезде — график визита несколько сбился из-за встречи с губернатором — и были вознаграждены очень теплой встречей.
Основная часть экскурсии по музею, которую провела его директор Татьяна Долиновская, была, конечно, посвящена экспозиции личных вещей, писем и документов Олексы Тихого — пожалуй, самого большого собрания в Украине. Затем из богатого многообразия музейных материалов Татьяна Якимовна показала гостям уголок дружковского фарфора. Левко Григорович высоко отозвался об увиденном и с удовольствием пообщался с дружковчанами — некоторые из них пришли с его книгами и статьями, чтобы получить автограф. Никому не было отказано и в желании сфотографироваться на память. Оставил свою запись знаменитый гость и в книге отзывов.
А последней точкой визита стало бывшее городское управление торговли, находящееся на улице Базарной. Мы подошли к металлической ограде, окружающей пустующее ныне здание, и Левко Григорович рассказал, как его привозили сюда на суд летом 1977 года в качестве свидетеля. Чтобы как-то выразить протест против происходящего, он надел яркую футболку желто-голубого цвета и пришел в ней. Сотрудники милиции этот факт прошляпили, поэтому он вошел в зал суда в хорошем настроении и громко поприветствовал Миколу Руденко и Олексу Тихого. Когда судья спросил, знаком ли он с подсудимыми, Левко Григорович ответил, что счастлив, что судьба свела его с этими людьми.
Все остальные ответы были в том же духе, после чего работники милиции отвезли его сразу же на железнодорожный вокзал, так что города он фактически не видел.
Взволнованный нахлынувшими воспоминаниями и сравнивая то, что было тогда и теперь, Левко Лукьяненко ответил на один из наших вопросов:
— Зараз багато людей хникають, що у них церкву закривають, що чогось там не дають чи ще щось... Мене злить оця безвільність людей! Та зараз прекрасні умови! Якщо порівняти їх з тими, що були до 1988 року, то тоді людина не могла висловити критичне слово, бо її арештують, тоді боялися КДБ, бо за критику влади їх арештують і загонють у Сибір. Зараз нічого цього немає: критикуй скільки хочеш владу, президента — всіх підряд! Критикуй, пиши, виступай на мітінгах, називай президента і всіх бандитами! Ніякого нема страху: ЧК немає, Сибіру немає, тюрми немає — кари немає! А люди, тим не менше, бояться. Оця никчемність характеру мене злить, тому що є всі умови для того, щоб відстоювати свої інтереси. Організовувайтеся. Створюйте пікети. Організовуйте блокування установ. Організовуйте охорону тої самої церкви, яку вам не дають відкрити — організовуйтеся! Не будьте один по одному — церква ж є спільна будівля для громади: влаштуйте там чергування цілодобове, не пускайте туди міліцію. Якщо прийдуть і почнуть витягувати — лягайте, хай вас виносять по одному. Везуть в міліцію? Хай везуть! Посадять на 15 діб — сідайте сміливо: крім 15 діб нічого більше не дадуть і заставлять підмітати вулицю. Ви йдіть на це, йдіть, але відстоюйте своє право — не будьте немічними!
Якщо ми порівняємо теперішній час і ті умови, в яких ми боролись з Олексой Тихим і іншими борцями за волю України, то це ж як небо і земля! Зараз просто благодать! Та якщо так сталося, якщо історії так було угодно, що 20 років Україною керують люди, виховані в антиукраїнському дусі, тож користуймося хоча б деякими з тих величезних прав і можливостей, які тепер є. Не можна чекати мани з неба! Треба боротися за свої права — під лежачий камінь вода не тече! Владу Москва не присилає нам — ми самі її вибираємо. Продаємо бюлетень за 20 чи 30 гривнів, а потім лаємо, що влада погана... Відчуймо ж себе громадянами, не продаймо бюлетень! Бо ми господарі в цій країні. То відчуймо відповідальність, вивчаймо особи, які є кандидатами, бо за українськими прізвищами можуть бути зовсім не українці! Яке моральне право ми маємо вимагати від Верховної Ради, щоб вона служила Україні, якщо вона зовсім не українська? Тож думаємо про вибори 28 жовтня, почуймо себе громадянами України!
І ще треба знати: влада — це не камінь, який рукою не зіштовхнеш, влада — це люди, і якщо народ буде тягнути у свою сторону, то влада відступає. А коли народ не тягне у свою сторону, тоді влада тягне, і тоді бюрократи перетворюються в п`явки, яки ссуть кров з людей. Так ось, щоб не бути тілом для п`явок, надо розуміти, що між владою і народом протягнута вірьовка: хто більше тягне в свою сторону, той більше витягує.
Ми маємо бути господарями своєї країни, повноправними громадянами, з якими можна змінити владу і робити розбудову самостіної, незалежної України, в якій буде всім добре, але за це треба боротися!
Ну, і до чого ДОСИДІВСЯ цей ЛЭВКО? До того, що 20 років Україною керують люди, виховані в антиукраїнському дусі????Чому ж не сів на порозі Верховної Ради, чому не перекусив сонну артерію ворогам українського народу, коли був обраний Народним ДЭПУТАТОМ???? Висновок: всі вони (політики однакові) — хто до себе більше перетягне, того і буде.. Ні за ніякий український народ ці «патріоти» не переймалися і не боролися… «Вони» (і цэй ЛЭВКО тэж) стерегли тільки свій інтерес… Ось так!
СПАСИБО РУХУ
Спасибо Руху за разруху!!!
За геноцид, голодомор,
За лицемерье, бесовщину,
За всеукраинский позор.
За «чудеса» капитализма,
За дикі танці на костях,
За возрождение фашизма,
И за бурьяны на полях.
Спасибо вам за Витю, Юлю,
За помаранчевый бардак,
И за «не спинену свободу»,
За пулеметное «Так, Так».
Спасибо вам за Филарета,
Туда же — за раскол страны,
За то, что мы в конце планеты
Без катаклизмов и войны.
Вы наше все разРУХовали,
И травите нас ГМОм.
Вы холуями Штатов стали,
А проще выразить — дерьмом.
Спасибо, что в средине жизни,
Я откровение узнал,
Что эти вот стихи на русском
«собачей мовой» записал.
Но Бог нам даст свое знаменье!
Кто прав, кто нет — определит!
Согреет сирых и убогих,
Неправых — громом поразит.
Народу мудрости желаю,
Зерна от плевел отделить!
Легионеров словоблудных
Навек в свиней переселить!