Мы хотим знать, как расходуются наши деньги
Денис МИРОНОВ, глава ОО «Инициативное движение «Общественный патруль»
Наверное одним из главных выводов, к которому пришло наше общество открыв для себя всю глубину и широту коррупционной составляющей предыдущего руководства страны, — это острая необходимость общественного контроля государственных закупок. Запросы согласно Закону «О публичной информации» давали много возможностей для того, чтобы каждый общественник мог получить данные о распределении публичных средств, но, с другой стороны, оставлял возможность недоброкачественному чиновнику затянуть процесс во времени и «потопить в переписке» такую инициативу.По-настоящему же путь к всеобъемлющей контролю финансовых операций всех уровней власти открывает система ProZorro, и теперь для проверки движения публичных средств нам достаточно лишь интернет-канала связи и желания. Вторым важнейшим итогом работы данного программного комплекса должна стать существенная экономия бюджетных средств, и уже сейчас многие учреждения почувствовали это на себе. Но не все просто. Помимо запуска ProZorro, необходима четкая регламентация порядка действий и законодательная почва. В мае 2015 года КМУ внедряет Постановление №501-р «О реализации пилотного проекта относительно процедуры электронных закупок товаров», которым предложено присоединиться к электронным закупкам товаров на допороговых суммах. Ранее эта сумма составляла 100 тыс грн, сейчас повысилась до 200 тыс грн, пороговые значения по статьям УСЛУГИ изменено с 1 млн грн до 1,5 млн грн.
То есть было предложено перейти на систему ProZorro в разрезе закупок товаров, в том числе, и исполнительным комитетам городских советов, областным администрациям, коммунальным предприятиям и прочим органам местной власти и исполнительным органам местного самоуправления. Приобщение к данному процессу смогло бы изменить сложившуюся годами систему управления в Донецкой области, где недоверие активной части общества к местной власти достаточно велико, и, зачастую, небезосновательно. Объемы же госзакупок в связи с планирующимися государственными инвестициями в территорию, претерпевшую на себе мрак псевдо-республик, исчисляется миллиардами. Отклик был найден в Распоряжении Главы Донецкой областной военно-гражданской администрации от 16 сентября 2015 года №475 «О внедрении в эксплуатацию системы электронных закупок». Срок внедрения закупок по данной схеме был указан – 15 октября 2015 года. Подчеркнуть стоит то, что во всех вышеуказанных документах речь идет о ТОВАРАХ и суммах до 200 тыс грн. Как же обстоит вопрос с услугами на текущий момент, ведь здесь органам власти разрешено не проводить тендерную процедуру до суммы в 1,5 миллиона грн? ПОЛТОРА МИЛЛИОНА! А это значит, что укладка асфальта, строительство, текущий ремонт и многое другое на сумму 1 миллион 499 тысяч гривен не подпадает под процедуру закупок, то есть прозрачный тендер обязательным НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. На усмотрение чиновника остается сама логика выбора подрядчика и ценового предложения.
Как обстоит вопрос с системой ProZorro в Дружковке? Программный комплекс, действительно, задействован в закупках товаров учреждениями и предприятиями структуры Дружковского городского совета. Об этом на совместном совещании постоянных комиссий Дружковского горсовета еще 22 февраля 2016 года говорил городской голова Валерий Гнатенко депутатам. Со слов Валерия Сергеевича, ВСЕ операции, начиная с 16 декабря 2015 года, проводятся через систему электронных закупок. Достаточно сложно такой энтузиазм сопоставляется с тем, что за несколько дней до этого 18 февраля движением «Сильные громады Донетчины» получен несколько другой ответ на предложение перейти на систему ProZorro по закупкам не только товаров, но и услуг с утверждением обязательности данной процедуры при закупке свыше 3 000 грн.:
Таким образом власть на систему прозрачной траты народных денег решила не «спешить» с полным переходом. При этом основным аргументом, как вы видите, указывается отсутствие должного регулятивного акта, что в то же время не помешало, например, Мариупольскому городскому совету самостоятельно его разработать и утвердить 28 января 2016 года с детальным описанием процедуры и пороговых значений. Те же действия произвел, в свою очередь, и Краматорский горсовет 05 февраля 2016 года. На текущий момент уже есть попытки изменить данные решения в сторону поднятия порогов.
С другой стороны, у нас есть заявление городского головы о работе с ProZorro в рамках пилотного проекта с 16 декабря 2015 года. Согласно Отчету о результатах проведенных закупок без проведения полной процедуры исполнительного комитета Дружковского горсовета (именно эта категория товаров должна быть переведена в соответствии с Решением Главы ДонОВЦА) мы видим, что по какой-то ИНТЕРЕСНОЙ случайности последней датой договоров исполкома является почему-то 15 декабря прошлого года – дата, предшествующая введению системы ProZorro. Возможно, совпадение. Тогда попробуем запросить у системы закупки организаций, подотчетных горсовету. Начнем с того же Исполнительного комитета (в письме выше указано, что комитет «одним из первых зарегистрировался на площадке системы ProZorro»), план закупок которого размещен на официальном сайте Дружковского горсовета. Но здесь нас уже ждет СЮРПРИЗ — в программном комплексе данный организатор не зарегестрирован вовсе. Впрочем, может быть, они планируют производить приобретения позднее? НО В ПЛАНЕ УКАЗАНЫ ВРЕМЕННЫЕ ПРОМЕЖУТКИ — это и февраль, и март текущего года, а регистрации на ProZorro нет даже в июне. И как в этом случае относиться к официальному ответу исполкома? Может быть, кривят душой подчиненные перед мэром, а он депутатам дает несколько искаженные данные? Сомневаюсь.
Посмотрим на ненулевые примеры — Центральная городская больница провела 7 закупок на сумму чуть меньшую чем 82 тыс. грн., при этом всего ДВА тендера на закупку химреактивов с момента регистрации в системе на плановую сумму в 10,42 тысячи гривен . Много это для центральной больницы города или мало? А, может быть, просто достаточно, чтобы показать присутствие?
Безусловно, работа с открытыми закупками приводит к упрощению дополнительного контроля со стороны общественности и, вполне возможно, является стоп-фактором для местной власти. Существуют на текущий момент и открытые уголовные производства, где фигурирует структурное подразделение Дружковского горсовета — Отдел образования, сутью которого, как сообщают наши коллеги по общественному цеху, является отказ в удовлетворении наименьшего тендерного предложения из-за формальних причин и необходимости в документах, смысл которых, мягко говоря, под вопросом. Выявлению данной операции способствовало именно прозрачность закупок — они отображены на специальном веб-портале.
Реформы неизбежны. И система ProZorro стоит в приоритете государственной политики — стране необходима программа экономии бюджетных средств и недопущение коррупции в системе госзакупок. Первый и второй составляющие позволят государственным финансам выстоять в сложившихся обстоятельствах. А для областей, где проходит АТО, это еще и максимальная открытость использования средств на восстановление инфраструктуры региона.
Кстати, на сервисе Е-DATA каждый может просмотреть все закупки того или иного коммунального предприятия или учреждения Дружковского горсовета.
Мы еще не однократно будем возвращаться к вопросам публичных закупок и мониторить тендеры, несмотря на упорное противодействие со стороны части горсовета.