Одичание
Анатолий ПАНАСЕЙКО
Перечитывая Тараса Григорьевича Шевченко – выть хочется. От стыда и отчаяния. Потому что мало чего изменилось с тех диких времен.
Вот стихотворение о конкретном черниговском помещике – владельце «обідраного села». Возвращаясь восвояси из увеселительных прогулок по станицам, этот «годований кабан» украшал свой «готический з часами дом» флагом, при виде которого мужикам следовало снимать картузы и кланяться.
А еще это животное:
Та ще в селі своїм дівчаток
Перебирає. Та спроста
Таки своїх байстрят с десяток
У год подержить до Хреста.
Четвертая строчка здесь означает, что незаконнорожденных деток год держали в селе, крестили и определяли в сиротские приюти. «Кругом паскуда!» — заканчивает Кобзарь убийственную характеристику рабовладельца и итожит гневным обвиненим бессловесным рабам:
Чому ж його не так зовуть?
Чому на його не плюють?
Чому не топчуть! Люди, люди!
За шмат гнилої ковбаси
У вас хоч матір попроси,
То отдасте.
Прошло сто лет.
После просмотра спектакля в Московском Большом театре один важный зритель повелевал приглянувшимся ему балеринам продолжать представление в его кремлевских хоромах. Бывало, в разгар оргии иссякало любимое хозяином вино – и в Грузию снаряжался специально для этого предназначенный самолет…
Тысячи раз рассказано о подобных «шалостях» советских керманычей и сделан убедительный вывод, что победы в трудах и в боях советский народ ковал не благодаря, а вопреки им.
Наконец, СССР рассыпался на независимые государства, большинство которых так и не научились пользоваться свободой.
Первые три президента Украины умудрились не сделать ни одного шага в сторону цивилизации.
А четвертый превратил ее в вотчину для сказочного обогащения своей семьи.
И когда упырь был назван упырем – Украина погрузилась в средневековье, которое учиняют нувориши, чиновники, политики, по-царски прикормленные Януковичем, коммунисты, для которых «чим гірше, тим краще»; бабушки, скучающие по Сталину, и деклассированная молодежь, готовая за «шмат гнилої ковбаси»…