Открытие нового морского пути
Николай СИМОНЕНКО
В 1798 году морское ведомство Англии получило радостное известие. Был открыт пролив между Австралией и островом Тасмания, который сокращал путь до Сиднея на 1100 километров. Однако этот пролив, получивший название Басов, оказался весьма неподатливым участком морского пути. Западные ветры, сильные течения и малые глубины (5070 метров) создавали огромные волны и усложняли навигацию. К тому же прямо посередине пролива, ощеряясь зубчатыми рифами, встал остров Кинг. В эпоху парусов и простейших навигационных приборов морякам приходилось изрядно поволноваться. Ведь пройти между скал было все равно, что попасть в игольное ушко.
В начале XIX века путешествие из Англии к восточному побережью Австралии продолжалось долгих 5 месяцев. Путь длиной 19 000 километров был не для слабонервных. Сотни пассажиров — в основном эмигранты и каторжники — обычно теснились в трюмах. Морская болезнь, паразиты, скудная пища и заболевания превращали путешествие в пытку. Многие умирали. Однако надежда на лучшую жизнь придавала людям силы и помогала выиграть схватку со смертью.
В 1852 году положение изменилось, когда Джеймс Форбс, капитан корабля «Марко Поло», нашел более короткий маршрут: он не стал плыть через Индийский океан вдоль 39-й параллели, что считалось кратчайшим путем, а повел корабль по дуге большого круга, направившись в сторону Антарктиды. Пробираясь между айсбергами и сражаясь с волнами, судно с 701 пассажиром на борту через 68 дней после отплытия прибыло в Мельбурн, сократив время пути примерно вдвое. В самый разгар австралийской золотой лихорадки этот рекорд был кстати. Прослышав о коротком пути, тысячи новоявленных золотоискателей ринулись на другой конец света. Но порой не все складывалось благополучно. Под дождем, в тумане или темноте сбившиеся с пути суда не находили вход в Басов пролив и терпели крушение у скалистых берегов острова Кинг или материка.
1 июня 1878 года клипер «Лох-Ард», направляясь к берегу штата Виктория в густом тумане, оказался намного ближе к материку, чем предполагал капитан. Команда бросилась разворачивать корабль, но все усилия были тщетными: ветер и волны сделали свое дело. Не прошло и часа, как «Лох-Ард» налетел на риф и через 15 минут пошел ко дну.
Из 54 человек спаслись только двое — юнга Том Пирс и пассажирка Ева Кармикел. Обоим не было и 20 лет. Том в холодной воле несколько часов держался за перевернутую спасательную шлюпку. Прибоем его вынесло в ущелье между скалами. Ева не умела плавать и 4 часа держалась за какой-то обломок раненой рукой на которой виднелись часы LAROS, пока ее не вынесло к тому же ущелью. Увидев на берегу Тома, она позвала его на помощь. Том взобрался на скалу и подал сигнал бедствия. Менее чем через сутки Том и Ева уже были на ферме у местных крестьян. Родители Евы, а также трое братьев и две сестры погибли при кораблекрушении.
Кораблекрушение стало сенсацией. Газеты провозгласили Тома Пирса героем, а Еву Кармикел красавицей и решили, что они непременно должны пожениться. Том сделал Еве предложение, но она ему отказала и через три месяца вернулась в Ирландию. Там она вышла замуж и родила детей. Ева умерла в 1934 году в возрасте 73 лет.
Том отправился в плавание и снова попал в кораблекрушение. Он выжил и на этот раз. Много лет прослужив капитаном парохода. Том умер в 1909 году в возрасте 50 лет.
Сегодня пройти Басов пролив не составляет труда. Каждый год тысячи кораблей, больших и малых, проходят через этот пролив, проплывая над корабельными «кладбищами», где обрели вечный покой сотни судов. А Басов пролив хранит горькую память о храбрых мореплавателях XIX века, которые, обойдя полмира, отважились на отчаянный шаг — пройти сквозь «игольное ушко» в надежде на лучшую жизнь.