«Ох, уж эти монстры — воспитатели…»

Ольга ЕРОХИНА
Как­-то я посмотрела по телеканалу СТБ передачу «Дитсадок — скалічене дитинство» и была в шоке от увиденного и услышанного, долго вынашивала в себе протест…

Красной нитью там проходило расследование молодой мамы, являющейся к тому же психологом, которая решила сдать своего ребенка в детский сад Киева. Она взяла восемь детских садов, находящихся вблизи ее дома, и начала анализировать их по разным параметрам. В своем расследовании она задействовала скрытую камеру, диктофон, фотоаппарат. В передаче собрали весь негатив в детских садах и обвинили в нем воспитателей.

Мне, воспитателю с 27-летним стажем, было очень обидно за своих коллег, которые являются всего лишь маленькими винтиками в системе образования.

А в передаче проталкивалась мысль, что только воспитатели виноваты в огромной наполняемости групп, потому что берут  деньги с родителей, чтобы их ребенок попал в детский сад(!!!), т.к. детских садов не хватает. Как далеки авторы этой передачи от детсадовской жизни! Детей набирает заведующая, и какому воспитателю понравится, что у него вместо 25 детей 40, которым надо дать не только знания, но и одеть, покормить, поиграть и спать уложить?!  За лишних детей в группе воспитателю должны доплачивать, но никогда этого не делали.

Как пример для подражания, показывали Голландию, в которой наполняемость в детских садах 6-8 человек в старших группах и 5 человек — в ясельных.

Мой внук (теперь уже школьник) тоже ходил в переполненную группу в детском саду. Не хватало шкафчиков для одежды, и детей размещали по два человека. Зимой их одежда просто вываливалась из шкафчиков, и часто дети топтались по ней.

А в той передаче говорилось, что воспитатели воруют детскую одежду… Автор даже не представляет, как приходится воспитателю оправдываться за потерянный носовой платок или носок, а о штанах или шапке и говорить нечего — ищет весь детский сад! И находятся — то на другом ребенке, то в другом шкафчике, то забыли или потеряли на прогулке.

Рассказывалось также об эксперименте. Десяти девочкам-студенткам пединститута, находящимся на практике в детских садах, предложили психологические тесты на соответствие профессии педагога. Результаты дали неожиданный результат: девяти девочкам категорически противопоказана эта профессия: о детях они говорили с пренебрежением и даже брезгливостью. За границей такое тестирование проводится перед поступлением в учебное заведение и на работу — у нас же, очевидно, оно вообще не проводится. Скрытой камерой были засняты молодые воспитатели, которые курили за детским павильоном. Дети играют сами по себе, а у воспитателей перекур — дым столбом. На диктофон записан разговор воспитателя (тоже молодого) с детьми — речь вперемежку с матами… Да, это — факт. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Моя знакомая рассказывала об одной молодой няне, которая жаловалась: «У нас так много детей, что некуда их посадить, некуда положить — орут так, что окна звенят. Сделаю сквозняк минут на двадцать — ряды и поредеют». Преступление? Да! И люди случайные в детских садах еще есть. Но нужно спросить: «А где был воспитатель в это время, ведь няня не отвечает за жизнь ребенка!» Сейчас заведующие взяли за правило ставить няню работать во вторую смену вместо воспитателя. Если заболел воспитатель или в находится отпуске, то напарнику работать не разрешают — нет денег Вот и работают сплошь и рядом во второй половине дня няни. Нет, и они не подрабатывают, а так, параллельно с мытьем посуды, полов и унитазов, «присматривают» за детьми. Это хорошие и добрые люди, но им общественная нагрузка при крошечной зарплате не нужна абсолютно.

Слушаем по телевизору о небывалом подъеме экономики и росте ВВП на душу населения, а работников образования (кстати, и медиков) выгнали в безоплатные отпуска на полмесяца!

Один раз в пять лет воспитатель должен побывать на курсах повышения квалификации и обязательно отчитаться. Отчет должен быть набран на компьютере с большим количеством страниц, красочными фотографиями, и его еще надо… защитить.

Такой отчет нередко воспитателям обходится до 300 гривень. Выплата командировочных за курсы может затянуться на несколько месяцев. Выплата больничных — до полугода. После длительного больничного одну мою коллегу вызвала заведующая и отчитывала — угадайте за что?!.

За то, что та вовремя не оплатила коммунальные услуги. Оказывается, что наши коммунальные службы передают списки должников в гороо, чтобы можно было сделать выволочку по месту работы.

Еще в той передаче СТБ рассказывали, как грубы воспитатели с родителями, и что нас самих надо воспитывать. Как-то одна моя заведующая сказала: «Воспитатель — это обслуживающий персонал. Вы должны с улыбкой встретить родителей, чтобы они со спокойной душой ушли на работу, и с такой же приветливой улыбкой проводить вечером, чтобы они с хорошим настроением вышли из детского сада». Это правильно. Но хотелось бы, чтобы и воспитателя ценили и уважали.

Сейчас среди родителей бытует мнение, что с воспитателем можно разговаривать свысока и на повышенных тонах. В школе нерадивого родителя можно приструнить немного, т.к. успеваемость детей родителям небезразлична. А как в садике? Недавно на мою коллегу обрушился шквал оскорблений одной родительницы за то, что она не надела ребенку в жаркий сентябрьский день колготы, а когда та ответила что-то в такой же резкой форме, то получила для себя огромную проблему в виде выговора начальства. Она долго билась в истерике, когда ее под страхом увольнения заставили извиняться перед родительницей (моложе ее в два раза), которая не церемонилась в выражениях.

«Виноваты» воспитатели еще и в том, что на территории дворов детских садов встречаются шприцы наркоманов. Хотя в их обязанности не входит установка хорошего забора вокруг детского учреждения, они также не нанимают на работу сторожей и дворников, о чем авторы той передачи, наверное, не знают.

Также обвиняли воспитателей в том, что они не беспокоятся, чтобы песочницы были накрыты крышками, чтобы в них не «заходили» кошечки и собачки. Если уж этих крышек нет, то воспитатель должен чистить песок от похождений животных, менять его регулярно и каждый день(!) заливать водой. При отсутствии горячей, а часто и холодной воды, которая летом дается по графику, воспитатель должен запастись водой, пойти на кухню, нагреть ее до кипятка (бросив всю группу) и заливать песочницу каждый день!..

Повесить на воспитателя можно все, что угодно…

Вот, например, в нашем городе одна заведующая после косметического ремонта в группе, который делали сами воспитатели и няня, возмутилась: «Вы думаете закрывать чем-нибудь батареи? Проявите творчество, наконец-то, и фантазию» (батареи в детском саду должны быть закрыты сеткой, решеткой или щитами, чтобы дети не поранились). Воспитателей заставляют собирать с родителей деньги на нужды группы и детсада (в чем тоже обвиняли, в передаче воспитателей). Имея в виду эти деньги, заведующая решила переложить обязанности свои и завхоза на других.

Еще воспитатели (по версии телепередачи) плохо кормят детей, составляя бедное меню из однообразных и некачественных продуктов.

В обязанность воспитателя входит контроль за раздачей детям порций по норме, чтобы порция аппетитно выглядела и дети все съели. А за меню, качество и доставку продуктов питания отвечают совсем другие люди…

А как воспитатели «плохо готовят детей к школе!» Мало кто из родителей знает, что в программах детского сада и школы нет преемственности. Школьная программа не является продолжением дошкольной, а ведь процесс обучения и воспитания в жизни ребенка идет плавно, не терпит скачков. У детского сада в девяностые годы забрали подготовительную к школе группу (седьмого года жизни), дети пошли в школу с шести лет. В эти же годы почему-то решили, что ребенок в детком саду должен быть более свободным, раскованным, расслабленным, занятия должны проводить, в основном, в игровой форме и как можно реже. Если ребенок не хочет заниматься, он может посидеть на коврике, а то и полежать, пойти попить водички или сходить в туалет.

Мой внук воспитывался в детском саду тоже по такому принципу. Активность зашкаливала: на утренниках, развлечениях, занятиях ему давали самые ответственные роли. Но меня всегда возмущало то, что на утренниках дети могли спокойно встать и по диагонали музыкального зала сходить к родителям сказать «что-то на ушко».

Проблемы с внуком начались сразу же, с первых школьных дней.

Дети не могли сидеть за партой, они ходили по классу, в прямом смысле влезали под парту. Учительнице, очень интересно проводившей урок, чтобы собрать детское внимание, приходилось проводить частые физкультминутки, подробнее. Идет уже третий год обучения в школе, но детское «свободолюбие» проявляется до сих пор. Правда, в этом меньше всего виноваты воспитатели — такие сейчас требования…

Показали в той передаче страшную картину (заснятую скрытой камерой), когда воспитатель била ребенка за то, что тот не спал. Говорили, что у нее были огромные семейные проблемы, поэтому она и была на грани нервного срыва. А знают ли наши люди, в каких условиях работает воспитатель?! Какое моральное давление он испытывае? И как легко его можно довести до стрессового состояния?

Одна воспитательница на праздновании Дня учителя пожаловалась:

— Мы сейчас с детьми работаем «по остаточному принципу».

— Это как? — удивилась я.

— Мы занимаемся постоянно второстепенной работой. Замучили какие-то тематические проверки и выставки, к которым надо много готовиться, педсоветы и оперативки с докладами, отчеты по разным вопросам, методические объединения, соревнования между группами, открытые городские занятия и открытые занятия внутри детского сада, семинары заведующих, тестирование, ярмарки, изготовление ненужных пособий. На работе делать все не успеваю, тяну домой, плюс писанина планов. С мужем из-за этого скандалы. Почитать детям или позаниматься индивидуально времени нет.

Воспитатель, кроме курсов повышения квалификации, один раз в пять лет должен еще пройти аттестацию, т.е. защитить или, точнее, подтвердить свой профессионализм. Это значит надо исписать кипу бумаг, показать огромное количество занятий (игры, наблюдения, кормление, труд и т.д.) заведующей, методисту, коллегам.

Иногда воспитатель слышит от заведующей или методиста такие слова: «Я на этой неделе у вас посетила одно занятие и  только два режимных момента! (Это значит очень мало!) надо так контролировать воспитателя, чтобы он и пикнуть не мог, чтобы у него от волнения дрожали руки и голос. Начальство в детском саду может предупредить педагога о своем приходе с проверкой за пять минут до начала занятия, мотивируя тем, что воспитатель должен быть всегда готов — это «держит его в тонусе».

Мне пришлось работать с таким методистом, которая в первый же день своей работы в детсаду пообещала «посдирать с воспитателей шкуры». Были методисты и заведующие, которые подслушивали под дверью проведение занятий, прятались за деревьями, проверяя, проводят ли воспитатели игры, и наблюдали за нами на прогулке.

Методист, который не признавал чужое мнение, однажды при сотрудниках сказала: «А вы знаете, Ольга Григорьевна, я вас не люблю!» На что я ответила: «Для любви у меня есть муж, а ваши чувства меня не интересуют».

Сколько надо приложить сил воспитателю, чтобы бороться с таким самодурством, а потом идти к детям, отдавать им свою любовь и заботу и прикладывать максимум усилий, чтобы не сорваться, улыбаться, быть ласковой…

Почему-то в образовании сложилось мнение, что воспитателя детского сада надо тщательно, как тупого двоечника, контролировать, поучать, убивая в нем творчество, самостоятельность, самоуважение.

Вы можете представить в повседневной жизни продавца, летчика, работника собеса, библиотекаря или компьютерщика, рядом с которым находится постоянно проверяющий? Вот еще над школьным учителем могут тоже так поиздеваться…

Едете вы, например, в автобусе, а водителя контролирует гаишник: «Не газуй! Переходи на третью скорость!..» Или парочку операций в неделю проверяющий проконтролировал бы у хирурга... Дрожали бы у того руки, выступала бы на лбу испарина?!

— Я думаю, что через несколько  таких проверок бросил бы он эту работу и пошел в дворники, если бы там не было тотального контроля.

Может, кто-то скажет: «А как же без контроля?» Да, контроль нужен, начиная от рабочего до президента. Но контролировать не значит издеваться.

Как можно поднять престиж профессии, если многие руководители детсадов не уважают своих педагогов, унижая их тщательным и беспощадным контролем, загружая их ненужной второстепенной работой при копеечной зарплате? Вот и не хотят идти в детсады молодые педагоги. А появляются рядом с детьми курящие, ругающиеся матом, бьющие детей, морящие их голодом и холодом «монстры». Но это все же, к счастью, исключение, а не правило.

Чтобы воспитатель не становился «монстром», надо создать в коллективе такую атмосферу, чтобы ему хотелось утром бежать на работу, а вечером не хотелось уходить домой.

В статье «Наша заведующая» (НД от 2.02.2011 г.) говорилось об одном из таких руководителей — педагоге с большой буквы Нине Александровне Литвиновой, бывшей заведующей детским садом №1 «Дюймовочка».

Присмотритесь к воспитателям — ведь к пенсионному возрасту у многих дергаются глаза и дрожат руки от постоянного нервного напряжения.

Воспитатели массово уходят с любимой работы на пенсию по выслуге лет, т.к. им создали невыносимые условия работы.

И очень хочется, чтобы люди, прочитавшие эту статью, по-другому взглянули на профессию воспитателя и не боялись отдавать детей в детский сад.


Понравилась статья? Оцените ее - Отвратительно!ПлохоНормальноХорошоОтлично! (16 голосов, средняя оценка: 4,75 из 5) -

Возможно, Вас так же заинтересует:
Загрузка...

6 комментариев к статье “«Ох, уж эти монстры — воспитатели…»”

  1. Родитель:

    Ольга, таких воспитателей как вы надо в шею гнать от детского сада. Вы наглая и ленивая, явно прослеживаются психические проблемы и комплексы. Ваша мечта забить на работу в рабочее время, никогда не осуществиться. За работу вам платят деньги родители которых вы презираете. Не устраивает — на на улицу. Но вы же ни на что большее не способны, а честный физический труд не для вас. Вот и остается вам старой карге сидеть и бухтеть «о как было бы прекрасно если бы никто не контролировал…»

    • Папа:

      Родитель — это просто «ТРОЛЛЬ». Не кормите «троллей»!!! (для тех, кто в курсах)

  2. Мама:

    Я думаю, что тот кто написал такой ответ, явно наделен низким уровнем интелекта, и точно зарабатывает на жизнь только честным ФИЗИЧЕСКИМ трудом, где не надо шевелить ни одной извилиной. Это ж надо так перевернуть статью с ног на голову. А Вас РОдитель мне очень жаль ,вы просто очень обозленный на всех и вся человек, попейте успокоительного. И не судите о том , чего явно вам не дано знать!!!!

    • YYY:

      «Родитель» — это простое дружковское быдло. Безграмотное, безумное и наглое. С кем вы тут ведете «полемику»?
      Ольге — респект, «родитель» — отстойное быдло!

  3. ХХХ:

    Почему автор сравнивает дс Киева и периферию? Все что показано по Киеву-так оно и есть. Суть статьи о том, как нашим воспитателям плохо работается. Система работы СОВКОВАЯ потому что.
    А вот как в ближнем зарубежье происходит:
    Походы детей в театр, выезды на природу, музыкальные и творческие кружки, спортивные состязания и карнавалы приуроченные к разным праздникам, участие в разного рода детских выставках для юных талантов, экскурсии в зоопарк, музеи и даже такие экзотическое времяпровождение как — утренники для родителей с песнями и плясками и с жареньем сарделек.
    Могу представить, что бы вы говорили, работая в таком детсаду.

  4. YYY:

    «Родитель» — просто ТРОЛЛЬ. Не «кормите» «ТРОЛЛЯ»!!!