Портретирование как способ проектирования деятельности политических лидеров
Александр БЫВШЕВ
Политическое профессиоведение — одна из древнейших общественных наук. Политика в данном случае понимается как область специальной деятельности (властвования), направленной на овладение, утверждение, использование и удержание государственной власти.
Властвование — реализованная способность к управлению государствен-ным образованием посредством права, авторитета, религии, насилия, воспитания, морали, знаний и опыта, представленных как институты исполнения политической воли ее носителей.
Политическая портретография (портретирование) — совокупность способов представления деяний, характеристик, черт властвующей личности в форме нормы, описания, символа, титулатуры, поучения или назидания.
Политическое проектирование — совокупность методов и процедур, используемых с целью создания особых правовых норм — проектов деятельности политических лидеров, которые высказывают намерения к овладению государственной властью и (или) завоевали ее.
История власти дает нам достоверные примеры портретографической теории и практики, а также осуществленных и несбывшихся проектов властвования. Вот одна из ярких характеристик ассирийского царя Ашшурбанапала (668-635 г.г. до н.э.), отличавшегося самыми разнообразными талантами. «...Я, Ашшурбанапал, в покоях сих мудрость бога Набу приобрел, все искусство писцов, все ремесла, все, что знанием было, — изучил... — потомок царственности —Я ! ... Под властью моей изливалось плодородие, в года мои копилось изобилие». Примечательно, что в описании достоинств царя присутствует не только назывательные элементы титулатуры, но и экономические важные деятельностные и исключительные личные качества.
Если сравнить их с автопортретом деда Ашшурбанапала: «Я — Синаххериб, великий царь, могучий царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой, могучий мужчина, первый их всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов. Бог Ашшур, Великая Гора, даровал мне несравненное царствование, и над всеми сидящими на престолах возвеличивает он мое оружие».
Принцип «исполнения обязанностей», то есть формирование исполнительной власти в условиях двух и более центров политического влияния, ярко демонстрируется уже с XIV века в Венеции. Именно здесь родилось то, что получило наименование «венецианская политическая система», которая предполагала успешное функционирование государственного аппарата, четкое исполнение принятых решений, глубокую специализацию чиновников, служебную регламентацию, разведенность их личного и делового положения. Это осуществлялось при скоротечной выборности магистратур, разделенности законодательной, судебной и исполнительной властей путем создания особой профессиональной группы высококвалифицированных секретарей-исполнителей.
Исследователи считают, что Венеция стала образцом разумно управляемого государства потому, что на должности секретарей назначались высокообразованные и нравственно совершенные люди, получившие соответствующую подготовку, прошедшие строгий отбор, подвергавшиеся строгому обязательному контролю и надзору.
Эти «слуги общества» постепенно стали вторым сословием со своими портретографическими особенностями — «образцовым жизнеописанием совершенного слуги государства», «моделью моральных, религиозных и политических добродетелей секретаря» и т.д.
В сочетании с первым сословием — нобилями, которые устанавливали сущность государственной политики, секретари ее эффективно исполняли. Если «идеальные образы» венецианских канцеляристов определяли уникальную систему государственного управления, которая в XVI веке в Европе считалась образцовой, значит вся разнообразная портретографическая практика являлась не вымышленной, а реальной.
В заключение следует отметить, что такие явления в развитии современных политических систем как формирование профессионалов исполнения политических решений и подтверждение самой возможности существования качественного политического механизма исполнения этих решений становятся все более актуальным и в наше время.