Учитель — это творец… А что он творит?!
Александра ПОЛУБЕХИНА
Тысячи вопросов, тысячи ответов... Сотни эссе, десятки защищенных диссертаций...
А всегда ли учитель (в общепринятом понимании) — творец?..
Кого сейчас зовут этим громким словом Учитель? Кого мы называем учителями?
В нашем «цивилизованном» мире многие понятия утратили свой первоначальный смысл, многие ценности перешли в разряд легенды. Урбанизированный век, ускоренный интеллект, потерянные души, упущенные жизни. Сейчас окончить институт, не имея особых познаний, не составляет особого труда (и тут не надо падать в обморок и спорить), а потом в свет выходят недо-врачи, недо-учителя и прочие недо-... Но ведь их тоже не на помойке учили, корочка-то институтская! Кто их учил? Есть замечательные слова В.Сухомлинского: «Воспитание детей надо начинать с воспитания их родителей». А я бы добавила, что обучение детей нужно начинать с обучения учителей. Впадать в размышления о том, а как оно должно быть, я думаю, не стоит — это каждый и так знает. Ведь существуют прописные истины, знакомые каждому с детства. Просто, став взрослым, любой из нас делает выбор, кем быть и каким догмам следовать. Или не следовать вовсе...
Учитель, если он настоящий, обязан учиться всегда. Невозможно обучать других, лишь рассматривая новые специализированные периодические издания днём и просиживая вечера перед телевизором (монитором). Учитель — это состояние души, которое обязывает отдавать жизнь на благо других и не только детей. Пусть это звучит пафосно, но это факт! И в моей жизни (я, наверное, счастливчик!) такие люди есть. Когда я смотрю, как живёт мой Учитель — мне кажется, что она святая. Я не преувеличиваю! Есть на этой планете люди, которые могут отдать свои последние гроши, опустошать холодильник в пользу нуждающихся. Жаль только, что многие особи этим пользуются... Добро всегда не защищено и часто бывает распято какой-то мелочной озлобленностью.
В семьях учителей вырастают, чаще всего, замечательные дети, но всё детство они делят свою маму (папу) с другими детьми, которые ждут внимания, которым зачастую не хватает заботы, тепла, а главное — понимания со стороны взрослых. Да и кто из учителей может сказать точно, сколько вообще у него детей?
Каждое слово, сказанное учителем, впитывается детьми осознанно. То же касается манеры говорить, поведения, даже стиля одежды. Всё самое сложное, неразрешимое, интересное, необычное дети несут своим учителям. Им хочется поделиться, спросить, научиться, похвастаться, найти понимание, услышать совет или просто доброе слово...
Я работаю в начальных классах уже третий год и неоднократно замечала, что дети удивляются, если учитель не знает ответа на их вопрос! Но даже в этой ситуации дети уверены, что ответ они получат, пусть и не сегодня. В моём понимании учитель — это человек, который ведёт за руку ученика по жизненному пути, пока есть необходимость. И, проходя этот путь восходит на новые ступени сам. Сколько бы ни велось споров и ни разрабатывалось новых методик, ценность человеческого в Учителе не уйдёт на второй план. Поэтому с уверенностью можно сказать, что учитель творит судьбы, учитель строит новый мир! А кто с этим может поспорить, тот просто никогда не был Учителем!