Ушел в неизвестность…
Ольга ЕРОХИНА
Открыв «Нашу Дружковку» от 1 февраля и выхватив взглядом статью Владимира Качура «Революция, Гражданская война и коллективизация в Райском и ближайших селах», не смогла оторваться. Читала стоя, жадно вчитываясь в каждое слово. Искала знакомую фамилию и не находила...
Мелькали перед глазами старые названия сел, до боли знакомые с детства из рассказов отца и бабушки: Хлопово, Бантышево, Швейцария, Шахово, Золотой Колодец, Грузька… Рассказы эти были скупые и эпизодические. Сейчас я понимаю, что тогда нас просто оберегали, не говоря всей правды о жизни прадеда. По незначительным воспоминаниям и семейным архивам мы с сестрой, как могли, воссоздали трагедию семьи нашей бабушки, так как свидетелей тех давних событий, описанных в статье, уже нет в живых.
Бабушка (в девичестве Ольга Макаровна Щербак) родилась 2 августа 1898 года в большой, дружной, зажиточной семье. Родители, Серафима Антоновна и Макар Алексеевич, жили с братом Серафимы и 5 детьми (Ольгой, Иваном, Иосифом, Андреем и Николаем) в большом доме на хуторе Приют.
Семья имела коней, коров, коз, свиней и много всякой птицы. Ольга с матерью занимались домашним хозяйством: ухаживали за животными, варили есть, обшивали всю семью.
Очевидно, и земли было много, так как все мужчины с утра до ночи работали в поле, ведь эта земля кормила большую семью. Бабушка вспоминала: «У хлопців (у братьев) були такі заскорузлі руки, що не можна було долоню проколоти голкою».
В 1918 году Ольга вышла замуж в село Новорайское за Ивана Жидченко. Как я сейчас понимаю, она получила от родителей хорошее приданое: красивый огромный сундук, резьбленный дубовый шифоньер, швейную немецкую машинку знаменитой фирмы «Зингер». Две необычные иконы, которыми ее благословляли родители, чудом удалось сохранить до 70-х годов, и нам, своим внукам, она с гордостью повторяла: «Це — моє придане».
В начале 1919 года родился мой отец Григорий. Когда ему было 8 месяцев, в стране разразился тиф. Ольга с Иваном много дней метались в горячке, и когда она очнулась, то оказалось, что мужа уже похоронили. Дальняя родственница повела ее на кладбище, где были ряды одинаковых свежих могил без крестов и сказала: «Вот могилка твоего Ванечки... Или та… А может эта?..»
Так, став в 21 год вдовой, Ольга вернулась с ребенком в свою семью на хутор Приют.
От тифа умирает сестра Серафимы, и ораву племянников семья Щербак, конечно, приютила у себя.
Когда пришла комиссия, проверяющая благосостояние крестьян, то этот большой дом был переполнен взрослыми и детьми.
Семья была зажиточная только потому, что они много работали на своей земле. И каким же потрясением для трудолюбивой семьи было событие, когда землю, скот и инвентарь у них отобрали и отдали соседям-хуторянам, которые слыли лентяями.
Кое-что все-таки удалось спрятать (как бабушкино приданое). Информацию, что семью будут раскулачивать, они уже имели, и, когда пришли к ним специальные уполномоченные, людей в доме почти не было: «Розбіглись, як миші, похватавши в руки те, що можна було під силу винести».
В статье Качура говорится, что богатые крестьяне делились на три группы:
І — участники контрреволюционного движения. Они подлежали физическому уничтожению.
ІІ — подлежали выселению с семьями в северные районы России.
ІІІ — подлежащие выселению из собственных жилищ с конфискацией имущества и расселению внутри села или района.
Семью Щербак можно отнести к любой из групп. Но только Макар Алексеевич был арестован и сослан (по словам бабушки) на Соловки (ІІ группа). Если вся семья разбежалась, то только поэтому их не выслали? На сколько лет был сослан? А может, расстрелян? За что судили? За антисоветские настроения или сопротивление коллективизации? Он уехал и пропал навсегда, как будто и не было человека…
В этой же статье говорится, что в 1923 году в Украине было ликвидировано старое административное деление. Села Райское, Новогригорьевка, Новониколаевка и близлежащие хутора вошли в Краматорский район Артемовского округа.
Значит с.Новорайское, где родился мой отец, не относится к Краматорскому району?
В свидетельстве о рождении отца (правда, в повторном — получено, оно в 1948 году) написано: с.Н.Райское Андреевского района, выданное в Константиновке — может, и хутор Приют относился к Константиновскому, а не Краматорскому району? Поэтому фамилии Щербак и нет в архивных документах, напечатанных в статье.
Хотелось бы получить разъяснение от автора статьи, если это возможно.
А для читателей продолжу свой рассказ.
Слышали от бабушки о набегах на села банд. Название одной почему-то у нас с сестрой вызывал смех — банда «Маруся». Потом к этому добавился еще и голод. Сестра вспомнила рассказ отца о том времени. Гуляя с мальчиками, он заметил (я извиняюсь, что испражнения друга) не водянистые и зеленые, как у всех изголодавшихся детей, которые питались травами и водой, а обыкновенные. Значит, он хорошо питается? Проследив за ним, отец увидел, что мальчик бегает в пустой амбар и, отодвигая старые половицы, выбирает провалившиеся под пол зерна пшеницы. Сколько было радости, когда и сам он насобирал горсть зернышек!
После того, как семья покинула дом, спасение члены семьи нашли на заводах и шахтах. Бабушка пошла на шахту — выдавала шахтерам лампы. Отец был рослым мальчиком, в 13 лет ему приписали 2 года, и он поступил в ремесленное училище по шахтному оборудованию, а в свои 15 лет был уже шахтером. Потом — завод и почти 7 лет армии. Домой он вернулся в 24 года инвалидом Отечественной войны. Отец красиво и грамотно писал; не изучая педагогику и психологию, правильно воспитывал детей и внуков (я сужу как педагог). Но жизнь распорядилась по-своему. Трудное детство и юность, трагедия семьи бабушки наложили отпечаток на всю его жизнь. Умер он от инфаркта в 61 год.
Только одна бабушка во всей большой семье осмелилась примерно в 1965 году поехать в свои родные места. Когда она рассказывала об этом брату Николаю, тот вскрикнул: «Олька, ну ти і смілива!» Даже спустя много лет страх не покинул их!
Бабушка замуж больше не вышла, посвятив всю жизнь единственному сыну и внучкам.
Брат Иосиф умер молодым — его задавило мельницей.
Три брата (Иван, Андрей и Николай) прожили тяжелую жизнь.
Серафима не имела своего дома, жила по очереди у всех детей.
Все они (мать и дети) прожили ровно 86 лет.
И всю свою жизнь они ждали весточку о своем муже, отце и деде. Не дождались. Сколько же он прожил?
Попал ли под реабилитацию крестьянин Щербак Макар Алексеевич?
Теперь задаемся этим вопросом мы, его правнучки.
Мы даже не представляем, как он выглядел, ведь семья уничтожила все фотографии.
Может, прояснит эту историю Качур Владимир Васильевич?
Ответ
Владимира Качура
Рад ответить читателю, неравнодушному к истории своего рода.
Итак, по порядку.
Банда «Маруси», действительно, реальна. Очевидно, она называлась по имени руководительницы.
Действовала в 20-х годах ХХ века. Сохранилась телефонограмма командира частей Красной Армии Эйдемана, руководившего операцией по ликвидации ядра Махновской армии в районе Гуляй-Поля, в Харьков с требованием покончить с махновскими сторонниками в нашем крае Кожиным и Марусей! Это были донбасские резервы Батьки Махно.
Хутор Приют, действительно, принадлежал к Константиновскому району. К сожалению, центр сельсовета мне неизвестен. История коллективизации в Константиновском районе еще ждет своего исследователя — кстати, повторю, архивы сохранились не все. Больше всего осталось материалов о начале «сплошной» коллективизации в марте 1930 года. В многих городах существуют памятники история которых переплетается с коллективизацией. К примеру, отзывы о местах города Таганрог на сайте taganrog.tulp.ru.
А «раскулачивание» было в 1928, 1929, 1931, 1932, 1933 гг.
Историю Вашего дедушки Щербака М.Г. предстоит восстанавливать.
Данные о нем могут быть как в Донецком госархиве, так и в архиве управления СБУ в Донецкой области.
Сначала людей ссылали в административном порядке (решением органа власти), вместе с семьей, а позже — по решению судов либо органов, их заменявших: коллегии ГПУ, коллегии НКВД, «тройки». Поэтому и архивы разные.
Узнав место ссылки, предстоит обращаться в соответствующие органы Российской Федерации, чтобы узнать, что случилось с дедушкой.
Он мог погибнуть, мог быть репрессирован повторно за неосторожное слово в адрес властей, начальства. Такое было время.
Относительно места рождения Вашего отца.
В 1932 году Краматорск получил статус города, и район был расформирован. Села Новорайское, Райское сначала отошли к Константиновскому району, а, когда был сформирован Андреевский район с центром в с.Андреевка (сегодня село Славянского района), они вошли в Андреевский район, и только в 1957 году уже поселок городского типа Райское был передан в подчинение Дружковскому горсовету. А еще ранее, в 1953 году, пос. Новорайский был включен в черту ПГТ Райское.
Документы Вашему отцу выписывали в 1948 году. Тогда с.Новорайское принадлежало к Андреевскому району Сталинской области. Так и выписали.
И о Вашей бабушке. Она, действительно, была смелой, не отказалась, не забыла своих родителей! Хотя очень длительное время, по известным причинам, такая память осуждалась. Благодаря таким людям, как Ваша бабушка, сохранилась историческая память, а значит, сохранился сам народ.
Социальная значимость переписки автора статьи с г-ном «великим» крайеведом по вопросам «восстановления» исторической справедливости не вызывает сомнения. Однако, автор статьи обратилась не по адресу. Как видно из «компетентного» ответа, от которого на 60 верст разит эпистолярным жанровм отписок времен развитого социализма, КОНКРЕТНОГО ответа автор статьи не получила.Ничего, кроме ОБЩИХ фраз и ссылок на архиву СБУ и ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (!!!!)
Мне почему-то кажется, что «ЛЕНТА» будет в ярости, узнав, что верные «сотоварищи» настоятельно рекомендуют местным гражданам обращаться в органы РОССИЙСКОЙ Федерации. Хотя, впрочем, подобные «великие» краеведы и немцев караваями встречали! И при коммунистах в горкомах заседали, да и при «незалэжности» не потонули. «Крайеведы» — ОНИ НЕ ТОНУТ!!!
Слава ККК!!! ККК-шкам слава!!!
Здравствуйте, уважаемая Ольга! В.Качур Вам ответил абсолютно правильно. Не слушайте всяких брызгающих желчью и КККакашками (простите меня, но это не мною придумано, а неким Жегловым (Добродомовым) на самоё-себя. Дело в том, что выславшие местные власти выслали и … забыли. А уже по месту высылки (если людей довозили туда — ведь по дороге издевались, избивали,морили голодом, тех, кто участвовал в боевых действиях расстреливали на специальных полигонах по пути к месту высылки. Под Москвой даже были такие полигоны). И данные о сосланном могут быть только в архивах Российской Федерации — в архивах МВД РФ или Генеральной Прокуратуры РФ. Ведь высылали в глухие районы РСФСР.А из МВД и Прокуратуры РФ могут дать запрос по конкретному месту высылки. Я занимался этим вопросом по своим родителям.А однажды я работал в Интернете в поисках своего товарища и вдруг совершенно случайно на экран компьютера выскочила информация о Самуиле Карандюк. Он выслан был из почти самой Юго-Западной точки Украины в Бирюсу Иркутской области и в 1938г. там расстрелян. Поэтому поищите в Интернете, набирая Ф.И.О.тех кого Вы ищете. Возможно общества «МЕМОРИАЛ» поместили информацию о репрессированных Ваших родных. И обращайтесь в краевые и областные мемориалы по репрессированным (Красноярский, Иркутский, Читинский, и т.д., куда чаще всего высылали) Посмотрите для примера о судьбе Карандюка (наберите просто «Карандюк»)и посмотрите Приказ Мин.вн. дел СССР № 0047. По этому приказу расстреливали и запрашивали у местных парткомов: ищите и расстреливайте ещё. Так неграмотный украинец Карндюк был расстрелян чуть ли не как участник монгольской контрреволюционной организации. Времена были страшные, и В.Качур о них пишет абсолютно правильно и правдиво. Ищите, и я уверен, Вы найдёте правду о Ваших родных. С уважением, П.В.К.
Прошу прощения, Ольга Григорьевна. К сожалению, я не совсем точно подсказал, как найти информацию про Самуила Карандюка. Набрать надо Мемориал Карандюк. Нашел также Мемориал Ерохин. О Щербаке Макаре Алексеевиче, к сожалению не нашел информации. Но, возможно, не всё пролистал. Кстати, В.Качур, видимо, давая совет обращаться в органы РФ, имел в виду и то, что Россия в своё время объявляла себя преемником СССР. Но главное в том, что все материалы о работе, смерти находятся по месту высылки и обращайтесь смело, не слушайте ненормальных, жёлчных. Мне когда-то ответили из Генеральной прокуратуры РФ, что у них нет информации о (имярек). и тогда я написал в МВД РФ, и мне пришел ответ — когда, за что, … из УВД края. Пишите. не смущайтесь. Пишите в Генеральную прокуратуру России, в МВД России. И ещё поищите в Интернете, если есть возможность. В Соловках должен быть Мемориал. А из мест высылки Вам ответят только когда и куда был выслан. Дальше у них просто нет никакой информации. А то как у нас жестоко обращались со ссыльными можно только представить. Вот 27.06.2012г. в газете «Московский комсомолец» была статья «Явка с мобильным». Очень жестокое обращение даже в наше время, даже не обвиненными. А тогда! Враги! Да Вы и без меня знаете. Сочувствую Вам и всем невинным. Извините. С уважением, П.В.К.