Вода — водица
Лес водой живет — вода лес бережет
Иван ЗАГНЕТОВ
(Окончание. Нач. в № 41)
Вода снимает все горести и печали. Воспоминания о прошлом под ее журчанием возвышают над буднями, наполняют жизнь мудростью и покоем. Вырыть колодец — это полдела, выложить сруб — тоже не мудреная затея. Главное — возвести над ними сооружение, которым будут восхищаться прохожие, проезжие, горожане, любопытные, а видавшие виды туристы не выпустят из рук фотоаппарат до тех пор, пока не кончится в кассете пленка. Свидетельство тому легендарной красоты «Золотой колодец» и колодец на международной трассе в Кондратьевке — теремок из сказки. Водители притормаживают возле него, льют воду, благодарят за целебность ее — набирают про запас.
При выезде из Дружковки в сторону Краматорска живет легендарный родник «Аист». Остановитесь, прислушайтесь — это перезвон жемчужных струй родника. Подставив ладонь к ручейку, я извлек несколько глотков водицы, почувствовал прилив сил, веселого настроения, небывалой энергии.
Читая эти строки, дорогие соотечественники, вы думаете, что это мой первый родник. Нет. Все началось гораздо раньше.
Далеко от дома, на втором Прибалтийском фронте, в Латвии. На нейтральной полосе фронта стоял колодец. Шквальным огнем немцы не допускали к нему наших бойцов. Не жалея снарядов и патронов, крыли минометами доступы к колодцу пытавшимся прорваться к воде. Который день бойцы страдали от жажды. А вода — вот она, совсем близко.
Но еще ближе — смерть. Пуля сразила одного смельчака, пытавшегося пробраться к колодцу. Потом — другого, не вернулся третий. Выручил нас гвардейский миномет «Катюша»... Оставшиеся в живых немцы сдались.
Колодец, который предназначался для водопоя, был взят. Дубовые долбленые колоды при помощи насоса наполнялись живительной влагой. Через мегафон наше командование приказало разрешить допуск к воде пленных немцев.
— Данке, данке, Русишь зольдат Иван! Спасибо, спасибо, русский солдат Иван! Сталин Гут! Гитлер капут! — восклицали немецкие офицеры и солдаты.
В ход пошли котелки и фляги, термосы, наполнявшиеся живительной влагой.
Вернувшись с фронта, я дал себе клятву посвятить себя матушкеприроде — Земле, Воде, лесу. Я счастливый романтик. Сооружаю памятники колодцам, родникам, ручьям, криничкам.
Союз воды, земли
и солнца
У каждого народа, в зависимости от природных условий и национальных традиций, колодцы разнятся и формой сруба, и глубиной шахты, и способом подъема воды, и манерой оформления. Но у всех народов неизменное одно — заботливое, бережное, почти любовное отношение к колодезной питьевой воде. У туркменов существовал обычай здороваться с водой: «Здравствуй, дорогой колодец! Мой руки, лицо умой. В Ваш дом пришел гость — дай ложку воды для ритуального омовения».
«Плевать в колодец — все равно, что в лицо матери», — говорили на Руси. Вода — первый исток бытия, она начинает и замыкает жизненный круг человека. Наряду с такими вечными и незыблемыми категориями, как земля, хлеб, огонь. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, которая теми или иными гранями не соприкасалась бы с колодцами и родниками. Они стали символами самых дорогих для нас вещей — отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень.
Можем ли мы говорить о реальной, практической пользе в наши дни?
Да, конечно, еще при бывшем СССР последние постановления партии и правительства касались охраны природы — особое внимание уделялось охране и рациональному использованию именно водных ресурсов, в частности, подземных вод, питьевых источников.
В связи с этим, опыт наших предков в некоторых местах может сыграть первостепенную роль. Записи в старинных книгах и летописях, расшифровка водных названий могут в отдельных случаях содержать в себе ценную информацию об источниках. Отношение людей к первородной воде родников, ключей, кладезей определяет их место на земле, ступень познания себя и мира.
Родник породил народ — гласит народная истина. Воду, ее вкус я ощутил в возрасте 8 лет, отбывая ссылку в песках Каракума вместе с отцом — мастером колодезных дел, где единственным транспортом служил верблюд, доставляя воду в кожаных бурдюках и мешках из овечьей кожи.
На восстановлении нефтяных промыслов Манат, Доссар, Косчагил, Кульсары трудились мастера колодезных дел из России, Украины, Белоруссии, в том числе и мой отец.
Копали вручную. Срубы ставили деревянные из березовых брусьев. Жилье мастера соорудили в землянках, крышей которых служил трехслойный войлок. Обшивка стен из свежих сосновых досок, что и спасало нас от 45градусной жары.
Питание было отменное, калорийное. Готовили пищу в ночное время. Ночи были прохладными. Семьи мастеров были обеспечены добротными квартирами. Продукты покупали в спец. магазинах по оптовой цене. Мы, дети, обучались в интернетах с опытными преподавателями из СанктПетербургского лицея.
Работу колодезники выполняли в раннее и вечернее время — в холодок, а днем отдыхали, отсыпались.
Все мастера считались противниками Советской власти: уральские и донские белоказаки, украинские гайдамаки.
Выходные дни исключались. В течение 6ти месяцев было сооружено сорок колодцев. В ход пошли буровые вышки, проложена железная дорога.
Трудяги верблюды пошли на заслуженный отдых. Расставаясь, мастера, не скрывая волнений, целовали их морды, угощая сахаром.
Все были реабилитированы, но считались всетаки желтобилетниками.
Продолжая благородное дело своих предков, я сохранил древнюю традицию посвящения воде, ручьям, родникам и криничкам.
На моем счету изготовлено и оформлено 70 точек различной архитектуры, с поэтическими рифмами и прозой.
И не только в Украине, но и почти во всех бывших союзных республиках. В частности, в Грузии — курортный городок Цихиадзири, где на берегу Черного моря простилается знаменитый, известный всему миру ботанический сад имени Краснова «Аджария».
Существует выражение: «Кто в ботаническом саде не бывал, тот и Грузии не видал».
Грузия — это страна лучшего в мире гостеприимства. Я вырубил скульптуру из камня в натуральный рост: улыбающуюся девушку с кувшином на плече, поддерживающей правой рукой кувшин.
Скульптура была установлена около мощного бурного родника, создававшего музыкальные звуки многоголосья «Мажор». На камне стояла алюминиевая кружка общего пользования. На прощение с родником я наполнил ее целебной водой, выпил несколько глотков, затем умыл лицо, с облегчением вздохнув. Я не успел передохнуть, как мои заказчики выкрикнули: «Не садись! Поедем на праздник». И вдруг два дюжих молодца подхватили меня, как пушинку, и на руках понесли к автобусу. А ведь вес у меня был98 кг! Отсюда, видимо, вышла поговорка, что заправских мастеров на руках носят. Оказывается, в автобусе подобных — около десяти человек. Нас привезли к сельскому клубу, усадили в зрительном зале в первом ряду.
Первый секретарь Кабулетского горкома партии высказал в наш адрес хвалебные слова. Затем нас провели в отдельную комнату, где были в изобилии вина и закуски на столах.
Почетный старый виноградарь преподнес мне рог:
— Пей, дорогой генацвале: вино — оно из этого родника.
Затем хор стариков исполнил старинные народные песни. Протяжные, бурные, они вскоре перешли в плясовый такт. Огненная лезгинка. Стройные парнитанцоры с какойто боевитостью, с искрящимися глазами, лихо обнаженными кинжалами изображали импровизированное сражение.
Танцы исполнялись с необычной лихостью и высоким темпераментом, что свойственно только кавказцам.
Их сменили малыши в такой же форме, с выкриком выделывая выкрутасы.
Здесь я трепетно подумал: вот что делает живая вода с народом! Здесь же, в застолье, я задал вопрос руководству, откуда они узнали о моем мастерстве? Ответ был незамедлительным: «С экрана телевизора. Комментировала ваше мастерство Нона Гусева из города Дружковки Донецкой области». Они с горечью поделились со мной: вода данного родника в изобилье, излишки уходят в море. А у них имеются плодородные земли. Местность пересечена. Металлические трубы требуются большого диаметра, но они быстро ржавеют, что портит качество воды, естественно, вина. А новый водопровод стоит дороже чем купить кухню недорого в москве. Тут же я предложил трубы деревянные. Как? Встрепенулись мои собеседники, чуть не сорвавши вечер. Их успокоили старики тем, что великое дело начинается с утра, с восхода солнца.
Наступила непривычная тишина. Здесь молодежь стариков чтит. Утром следующего дня я наскоро набросал эскиз деревянной трубы. При помощи клиньев расколол бревно на две части теслом, вырубил внутренность бревна и соединил деревянными обручами. Сразу же труба была внедрена. Восторга и радости не было предела!
Сейчас катастрофически не хватает в Донбассе воды — горько и смешно!..
Мы ходим по воде в нашей маленькой Дружковке. Проявив личную инициативу, в каждом подворье можно поставить колодец. А на площади Ленина (вместо верстового железного столба) при помощи современной гидротехники можно установить колодец с резным, сказочным теремком, который может питать водой сквер и деревья по улице Ленина. На мой взгляд — срочно требуется реконструкция проспекта Космонавтов. Взамен керамической плитки, прогулочную часть дороги нужно оформить природным материалом (булыжником или каменной брусчаткой). Благо, рядом карьеры. Дешево и красиво.
Следует переместить памятный знак павшим афганцам на обочину прогулочной дороги, а также груду так называемых «Солнечных часов».
Архаичная безвкусица фонарных осветительных столбов. Какой чудак установил их на проходной или проезжей части дороги?
Им место на обочине.
Также нужно задуматься над своими изделиями нашим дружковским кузнецам. Их работы недостойны художественной ценности.
Как профессиональный сельский кузнец, я могу поделиться своим опытом. Уже приготовил материал и макетальбом будущей книги, посвященной нашим дружковским кузнецам.
Следует убрать металлическую карету у ЗАГСа. Ибо она служит убежищем для пьяниц и наркоманов, а ЗАГС — святыня новобрачных пар.
Оные должны фотографироваться не на фоне пресловутой железной, так называемой кареты, а на фоне священного колодца, сказочного теремка, источника живой воды, цветущего сквера. Здесь же новобрачной паре нужно возложить цветы, отдавая день Священной воде, Земле-матушке — природе. На добрую память посадить деревце.
Как же вы Ваня себя любите. Прямо строитель будущего в Дружковке %)